Содержание:
Современная экономика осуществляет контроль состояния финансовых операций, процессов и взаимодействий участников рынка в определенной среде маркетинга. По-другому такую «окружающую реальность» называют микросредой. Ее важность очевидна. Зачем она нужна? Каковы ее составляющие? Каков механизм воздействия на участников рынка? Разбор ниже.
↑ Что такое маркетинговая микросреда
В научной литературе и по мнению большинства СМИ микросреда маркетинга — это сумма активных участников и процессов, которые влияют на руководство службы маркетинга для установления и поддержки хорошего сотрудничества с целевой аудиторией. К ней могут относиться практически любые участники рынка. Микросреда представлена субъектами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме и ее возможностям по обслуживанию клиентуры, то есть поставщиками, маркетинговыми посредниками, клиентами, конкурентами и контактными аудиторами.
Микро-маркетинговая среда в России делится на несколько категорий. О них подробней в следующем пункте.
↑ Виды и факторы маркетинговой среды
Маркетинговая микросреда обладает разными факторами. Соответственно и классификаций достаточно много. Популярным является деление по источникам среды: внешняя и внутренняя среда. Факторы среды в целом представляют собой:
- Организационная структура компании. Участники, их распределение внутри предприятия , базовые механизмы управления, принципы иерархии.
- Сотрудники организации. Компетенции, обязанности, мотивация, эффективность.
- Маркетинговые возможности. Особенности продвижения собственных товаров и услуг, участие в процессах конкуренции, нюансы выхода из кризисных ситуаций.
- Производственные возможности организации. Количество и качество выпускаемой продукции.
- Сбытовой потенциал организации. Возможность сбыта необходимого количества продукции за определенный период.
- Материальные и финансовые возможности организации. Бюджет, кредиты, бухгалтерия, зарплаты, расходы, доходы и прочее.
Исходя из вышеперечисленного, микросреда в маркетинге характеризуется 3 важными показателями — «китами»: целевой аудиторией (желаниями, потребностями, финансовой способностью покупателей); конкурентной аудиторией (видами, поведением, желаниями, достоинствами и недостатками, платежеспособностью); посредниками (надежностью и эффективностью, а также финансовыми запросами поставщиков).
↑ Как отличается внешняя от внутренней
Внешняя микросреда современного маркетинга (в отличие от внутреннего аналога) — это макросреда. Она включает внутреннюю структуру предприятия и процессы взаимодействия с внешними источниками. К факторам внешней среды можно отнести показатели:
- демографические (категории покупателей, относящихся к целевой аудитории);
- экономические (учет текущей ситуации на рынке и ее взаимосвязь с политической обстановкой как внутренней, так и внешней);
- политико-правовые (учет изменения законодательства);
- научно-технические (внедрение новых технологий в производство и продвижение собственных товаров и услуг);
- природные (учет дефицита некоторых видов сырья, профилактика взаимосвязанных проблем);
- культурные (учет отношения потенциальных клиентов).
В микросреде действуют внешние силы, имеющие непосредственное отношение к самой фирме и ее деловым возможностям: поставщики, клиенты, посредники, потребители, конкуренты и общественность.
↑ Чем обусловлена, какие субъекты рынка её составляют
Итак, что относят к любой микросреде отечественной компании в современном маркетинге? Контролируемые факторы вместе с факторами, обусловленными деятельностью поставщиков, конкурентов, посредников, клиентов и контактных аудиторий, определяют так называемую микросреду маркетинга.
В первую очередь это фирма, имеющая строгую иерархию под руководством одного или нескольких начальников. В принятии решений им помогают управляющие маркетинга. Те в свою очередь взаимодействуют с разными отделами предприятиями. Производство отвечает за выпуск продукции. Бухгалтерия следит за денежными потоками и операциями, с ними связанными. Вторыми главными элементами рынка становятся поставщики. Они обеспечивают материальными ресурсами других участников рынка. Могут быть представлены не только компаниями, но и простыми физическими лицами. Третьими становятся маркетинговые посредники. Они помогают компаниям не только в сбыте продукции, но и в грамотном ее продвижении.
Далее, торговые посредники. Они специализируются на поиске клиентов и целевой аудитории к конкретным компаниям. Еще один участник: фирмы товародвижения. Название говорит само за себя. Они не только отвечают за движение продукции внутри рынка, но и помогают создавать запасы на случай форс-мажора.
С их помощью можно точнее нацеливать и продвигать товары на подходящие и новые рынки. Далее кредитно-финансовые учреждения. Сюда можно отнести банки, кредитные и страховые компании, разнообразные организации, которые помогают фирме финансировать сделки и/или страховать себя от рисков, связанных с покупкой или продажей товаров. Основная цель любой фирмы — получение прибылей. Она достигается вышеперечисленными субъектами рынка.
↑ Коммуникативные связи организации с рынком
Основные неконтролируемые факторы воздействуют на успех организации и ее предложений. Степень успеха конкретного предприятия зависит как раз от взаимодействия с внешними элементами окружения. Обратная связь имеет место, когда фирма пытается отследить неконтролируемые факторы. В этом случае пытаются дать оценку своим сильным и слабым сторонам в соответствии с методикой STEP и SWOT-анализов. Непосредственный контакт любой организации (коммерческой / некоммерческой) порождает прямые и обратные (коммуникативные) связи. В сторону потенциальных потребителей компания направляет выпускаемые товары/услуги и информацию о них (стоимость, условия продажи и др.). Представители рынка передают организации деньги за приобретенные товары и дают информацию о том, насколько этот товар соответствует их ожиданиям (отношение потребителей к качеству, цене и др.).
Примеров описанного достаточно: на территории России это любые крупные конкуренты малых предприятий в любой сфере рынка. Таким образом, под термином микросреды маркетинга понимают все силы и факторы, находящиеся в постоянной динамике. Она может включать только те элементы в окружении фирмы, которые находятся под ее контролем и которые она может выбрать при определенных обстоятельствах.