Содержание:
Концепция маркетинга — это система рекламных методов и этических взглядов, разработанная для удовлетворения потребностей клиентов. Чтобы понять, как наилучшим образом достичь бизнес-целей и удовлетворить как можно больше людей, маркетологи работали, выдвинули много теорий и подтвердили часть из них на практике. Эти концепции менялись и дополнялись на протяжении всего развития маркетинга, в зависимости от экономических, политических и социальных условий в мире.
↑ Концепции маркетинга — какие бывают
Маркетинг — вид деятельности, направленный на удовлетворение потребностей общества с помощью обмена. Главный компонент — продукт. Существуют разные концепции. Но среди основных маркетологи выделяют:
- Концепция повышения производительности. Основывается на убеждении, что сосредоточить внимание надо на оптимизации системы производства и сбыте. Это будет более выгодно для компании.
- Концепция улучшения продукта. Предназначена для целевых групп потребителей, желающих покупать товары самого высокого качества на рынке. В приоритете постоянная модернизация продуктов и их эксплуатационных характеристик. Это современный и действенный подход к управлению маркетингом в компании.
- Концепция интенсификации коммерческих усилий. Она основана на убеждении, что когда компания стимулирует продажи и спрос, потребители начинают покупать достаточно товаров. Объект основного внимания ― существующий товар фирмы.
- Концепция рыночной деятельности. Компания фокусируется на выявлении и удовлетворении потребностей целевой аудитории.
- Концепция социально-этичного маркетинга. Она ставит во главу угла моральные вопросы, имеющие важное социальное значение: защита окружающей среды, тестирование продуктов животного происхождения и не нанесение вреда здоровью человека.
- Концепция традиционного маркетинга обращает внимание на важность обеспечения потребителям удовлетворенности более эффективно, чем конкуренты.
- Концепция персонала — это подход, в соответствии с которым выявляется потребность в персонале и поиск путей по ее удовлетворению.
Маркетинг — это сложный инструмент, который крайне необходим для достижения бизнес-целей.
↑ Сущность, характеристика современных концепций
Потребность — это чувство нехватки чего-то. Человеческие потребности разнообразны и сложны. К ним относятся:
- физиологические потребности;
- социальные потребности;
- индивидуальные потребности.
И чем больше для людей значит та или иная потребность, тем глубже их переживания. Недовольный человек будет делать одно из двух: либо искать объект, который отвечает потребностям, либо пытаться подавить нужду. По мере постепенного развития общества потребности его членов также растут: если австралопитеку нужна была только еда и женщина, то современному человеку уже сложно жить без смартфона и интернета. Что касается производителей, то они предпринимают определенные действия, чтобы стимулировать желание владеть товарами. Компания должна гарантировать, что ее цели и ассортимент продукции всегда актуальны для конкретного рынка. Бдительные компании полагаются на маркетинг, как на основное комплексное средство наблюдения за рыночными изменениями и адаптации к ним.
Понятие маркетинга постоянно развивается и меняется под влиянием тенденций и мнений потребителей. Но одно представление о нем остается неизменным: маркетинг — важная часть успеха бизнеса, особенно когда он сосредоточен на продаже ориентированного на потребителя продукта или услуги. В последние годы популярность цифрового маркетинга резко возросла, поскольку он слился с традиционными методами, чтобы оказать огромное влияние на то, как компании общаются с потребителями. Это означает, что маркетологи должны идти в ногу со всеми изменениями, что может быть непросто. Сфера торговли постоянно нуждается в передовых технологиях маркетинга. Маркетинговая деятельность должна осуществляться в соответствии с индивидуальными концепциями, выбранными для достижения желаемых продаж на различных рынках. Современная концепция продвижения товаров и услуг основана на:
- выявлении реальных потребностей клиента;
- оценке ассортимента и качества продукции;
- координации производства и продаж в соответствии с этими требованиями;
- оценке наиболее эффективных из конкурирующих продуктов.
В истории развития рынка известны следующие этапы проектирования и разработки маркетинговых стратегий:
- оптимизация производства;
- улучшение продукта;
- интенсификация коммерческих усилий;
- маркетинг.
Эти фазы представляют собой несколько периодов экономической истории. Общая тенденция эволюции — смещение акцента с производства продукции на нужды потребителей. Исторически маркетинг представляет собой относительно новый подход к организации деловой активности. Определение потребностей и требований целевого рынка и обеспечение желаемого удовлетворения более эффективным и продуктивным способом, чем у их конкурентов, имеет решающее значение для достижения бизнес-целей. Под коммерческими продажами понимается потребность продавца в конвертации продуктов в деньги, а под маркетингом — удовлетворение потребностей клиентов и многих факторов, связанных с производством, распространением и конечным использованием этих продуктов.
Рассматривая выход на рынок с новыми продуктами, компания надеется сделать более точную оценку текущего и будущего размера продаж.
- Чтобы оценить масштабы текущего рынка, необходимо определить все продукты, продаваемые на нем, и оценить объем продаж каждого продукта.
- Чтобы оценить размер будущего рынка, необходимо учитывать все факторы и тенденции, влияющие на его развитие.
В сфере маркетинга это должно осуществляться в рамках основных концепций.
↑ Кто автор концепции двухстороннего маркетинга
Джон Дейтон утверждал, что покупатель судит об услуге не только по качественным характеристикам (исход медицинской операции), но также и по функциональным характеристикам (проявляет ли доктор заботу). С другой стороны покупатель имеет интерес в контакте, чтобы получить более высокое качество услуги и раскрыть всю информацию о себе. Больше всего двусторонний маркетинг (когда качество значительно зависит от заинтересованности и честности покупателя) влияет на услуги образовательного, юридического и медицинского характера.
↑ Производственная концепция
Она указывает, что потребители предпочитают недорогие традиционные (широко используемые) продукты. Дело в том, что люди склонны выбирать «обычные» продукты, чтобы не выделяться среди других. Согласно этому, компании необходимо:
- постоянно улучшать производственный процесс;
- снижать производственные затраты и цены за счет крупномасштабного производства.
Продукты и услуги, к которым это применяется: массового потребления, простого производства и имеющие стандартные характеристики. Чем доступнее и проще для покупки продукт, тем больше у маркетолога шансов продать его покупателю. Примерами выступают: продукты, повседневная одежда.
↑ Товарная концепция
Она утверждает, что потребители выбирают продукты и услуги более высокого качества и с более широкими функциями. Это соответствует желанию людей подчеркнуть свою уникальность и индивидуальность с помощью уникальных продуктов. Это может означать постоянные улучшения и обновления существующего продукта (например, различные версии iPhone) или может относиться к чему-то новому на рынке, нарушающему стереотипы. Эта маркетинговая стратегия имеет решающее значение для успеха в продажах. Согласно этому, компании необходимо:
- производить продукцию более высокого качества для привлечения покупателей,
- привлекать внимание потребителя к использованным инновациям.
↑ Сбытовая концепция
Она указывает на то, что для успеха компании и большого объема продаж необходимо энергично усиливать продвижение продуктов и услуг, а не ограничиться единственным и кратким решением по стимулированию роста продаж. Это первая маркетинговая концепция, в которой рассматривается поле внешнего роста и развития компании. Сосредоточение внимания на улучшении производства и продуктов не решает проблемы продаж, поэтому появление сбытовой концепции стало естественным развитием маркетинга. В этом случае прибыль формируется за счет увеличения продаж. Некоторые компании делают все возможное в своих маркетинговых и рекламных усилиях. Подход, основанный на концепции продаж, направлен на создание торговых сделок, когда компания считает, что потребитель не купит достаточное количество продукта, если его не подтолкнуть. В результате основное внимание уделяется количеству клиентов, а не качеству.
↑ Потребительская концепция
Когда рынок достигает насыщения, а сегментация и позиционирование становятся ключевыми аспектами, конкуренция усиливается и темпы внедрения инноваций увеличиваются. Необходимо применять традиционную концепцию, ориентированную на удовлетворение потребностей клиентов. Приоритетной целью являются:
- поиск новых сегментов рынка;
- поиск нишевых рынков с потенциалом роста;
- разработка новых продуктов;
- диверсификация продуктового портфеля компании;
- поиск устойчивых конкурентных преимуществ;
- организация бизнес-процессов для разработки маркетинговых стратегий для каждого рынка.
Важным фактором является аналитическая функция маркетинга. Эта концепция, как правило, представляет собой золотую середину маркетинга, поскольку она направлена на удовлетворение потребностей и желаний клиентов.
Таким образом, в заключение следует сказать, что комплекс маркетинга — это фундаментальный момент в анализе компании. Маркетинговый комплекс носит не теоретический, а исключительно практический характер (он является частью так называемого операционного маркетинга), но единственная ошибка на этом этапе может создать большие проблемы для компании.