Содержание:
Индивидуальные предприниматели и управляющие разных организаций сталкиваются с вопросом об окупаемости бизнеса. Вопреки ожиданиям посчитать данный показатель просто, как и изменить его.
↑ Что такое рентабельность бизнеса
Рентабельность бизнеса — расчет расхода и дохода предприятия. Владелец какого-либо предприятия вкладывает средства в его развитие и продвижение: оплачивает рекламу, использует партнерские программы и т. д. После того, как производство запускается, происходит подсчет «плюса» и «минуса». Разница данных показателей — это рентабельность организации.
↑ Формула расчета рентабельности бизнеса и примеры
Классическая и самая простая формула вычисления предполагает нахождение частного между прибылью и себестоимостью или активом или общим расходом. Далее это частное умножает на 100 %: (Прибыль / Себестоимость [или актив, или расход]) * 100 % Например, предприятие, осуществляющее продажу косметики, вложило в раскрутку и создание линии косметики 1,5 млн рублей. Выручка в первый квартал составила 500 000 рублей, во второй — 600 000, третий и четвертый (из-за падения спроса) — по 400 000 рублей соответственно. В данном случае рентабельность торговой организации определяется как: (600 000 + 400 000 * 2 + 500 000) / 1 500 000 * 100 % = 126,7 % Здесь начинание является успешным, так как годовой доход принес прибыль, которая на 26,7 % превышает вложения. Рассчитывать показатель можно и по активам. Например, у ООО «Игрыпро» в прошедшем году прибыльность составила 1,2 млн. Стоимость активов — 3,5 млн. Расчет выглядит так: 1 200 000 / 3 500 000 * 100 % = 34,3 %. Здесь бизнес также рентабельный.
↑ Факторы, влияющие на уровень рентабельности
Рентабельность интернет-магазина, дома моды и других предприятий зависит от разных факторов. К числу последних можно отнести:
- Внешние факторы. К ним относятся возможные изменения в законодательстве РФ, увеличение или уменьшение числа конкурентов, уровень спроса и предложения, санкционная политика (запрет на деятельность в других странах).
- Внутренние. Данная категория факторов полностью относится к организационным моментам: объем и качество производимой продукции, маркетинговая стратегия, цены, репутация организации, направление логистики, фонды и активы, количество инвесторов.
↑ Виды показателей рентабельности
Чтобы понять, как просчитать рентабельность открытия бизнеса, необходимо разобраться в видах показателей. Так, к числу видов или критериев можно отнести:
↑ Активы
Здесь можно осуществить подсчет оборотных и внеоборотных активов. Соответственно первый тип представляет собой те экономические средства, которые участвуют в продвижении бизнеса (деньги в кассе, выручка и дебиторская задолженность и т. д.). Внеоборотные — «неприкосновенные» средства, то есть долгосрочные вклады, нематериальные ценности, участки и здания производства. (Выручка за период / Величина активов за период) * 100 %
↑ Товары
Проводятся расчеты доходности продукции, как в общем, так и одного товара. Данный показатель позволяет выявить выгодную услугу или продукцию и убыточную. (Прибыль от продажи / Себестоимость) * 100 %
↑ Производство
Если производство приносит убытки, то на основании данного показателя владелец отказывается от разработки нового товара. При положительной динамике — соглашается. (Прибыль компании / Себестоимость) * 100 %
↑ Продажи
Здесь существует два подвида: валовая и операционная. Первый представляет собой разницу между выручкой и себестоимостью. Второй — считает отношение валового показателя к общей выручке, умноженное на 100 %. (Валовая прибыль / Выручка от продаж) * 100 %
↑ Персонал
Находится частное между чистой прибылью компании и общим количеством персонала. Этот расчет помогает определить эффективность и продуктивность работы сотрудников организации. (Чистая выручка / Численность персонала) * 100 %
↑ Собственный капитал
Актуально для инвесторов, которые определяют динамику вложенных средств в покупку активов. (Прибыль / Собственный капитал) * 100 %
↑ Порог рентабельности и коэффициент
Естественно, существует порог, ориентируясь на который инвестор или предприниматель делает выводы относительно рентабельности организации. Порог — точка безубыточности, то есть ситуация, когда затраченные средства на продвижение и производство товара полностью окупаются и выходят в ноль. Как рассчитать порог рентабельности бизнеса:
- Необходимо проверить выручку и расходы (в том числе переменные).
- Постоянные расходы (арендная плата, амортизация, заработная плата сотрудников и другие показатели, которые не изменяются в процессе производства) умножаются на выручку. Это числитель.
- Из выручки вычитаются переменные расходы (те, которые могут изменяться: оплата коммунальных услуг, транспорта, объема производства и другие). Это знаменатель.
- Числитель делится на знаменатель.
Коэффициент в данном случае — любое частное (в зависимости от вида) умноженное на 100 %. То есть это показатели, демонстрирующие продуктивность работы организации.
↑ Способы увеличения рентабельности бизнеса
Показатель рентабельности зависит от многих внутренних и внешних факторов, которые предприниматель может изменить. К числу способов, подходящих для увеличения данного показателя, относятся:
- производство качественного товара, для которого будет использоваться только хорошее сырье;
- внедрение современных технологий, позволяющих увеличить мощность производства без вреда качеству;
- составление плана, согласно которому будет производиться снижение расходов или уменьшение издержек на производство;
- проведение грамотной маркетинговой политики для продвижения продукции в массы.
Таким образом, вычислить рентабельность бизнеса можно с помощью нескольких показателей, имеющих в отчетах каждого предприятия. Результат станет отличным фундаментом для создания новой маркетинговой политики или плана по развитию производства, благодаря которым рентабельность увеличивается вместе с доходом фирмы.