Зачем нужно считать маржу и как она помогает в развитии бизнеса

Любой начинающий предприниматель рано или поздно сталкивается с таким понятием, как маржа. Но лучше, конечно, познакомиться с ним еще в процессе разработки бизнес-плана. Ведь именно маржинальность и есть показателем эффективности, рентабельности и собственно прибыли.

Что такое маржа в бизнесе простыми словами

Расчет маржи – важный инструмент бизнеса

Маржа – это показатель в процентном соотношении между себестоимостью товара и его отпускной ценой. Сумма прибыли на единицу товара – это и есть маржа. Показатель может определяться в процентах либо в денежном эквиваленте любой валюты (доллар, рубль, евро). Иными словами – это индикатор рентабельности продаж конкретного товара либо отдела, либо бизнеса в целом.

Интересный факт! Этот термин переводится как «преимущество» или «разница». Встречается он в обиходе абсолютно всех бизнесменов при построении бизнес-планов, составлении сметы либо прогнозирования.

Формула расчета маржи следующая:

М=П/Дх100%

Где:

  • М – маржа.
  • П – прибыль = выручка — себестоимость товара.
  • Д – доход, полученный за определенный отрезок времени.

Средний параметр маржи в торговле – 25-30 %, в промышленности – 20 %.

Коэффициент прибыльности

Отношение прибыли к общей сумме выручки и есть коэффициент прибыльности. Причем, важно брать именно чистую прибыль, то есть сумму, которая осталась после уплаты налогов и прочих потерь. Коэффициент показывает в процентном соотношении, насколько рентабельно то или иное предприятие за определенный отрезок времени. То есть, какая часть прибыли является чистым заработком владельца бизнеса.

Формула расчета проста:

Кпр= Чпр/Опрх100%

Где:

  • Кпр – коэффициент прибыльности.
  • Чпр – чистая прибыль.
  • Опр – общая прибыль (то есть, выручка).

Если полученная цифра получилась больше нуля – бизнес приносит доход. Если меньше нуля – дело убыточное и не окупает себя.

Для разных сфер деятельности индикатор коэффициента прибыльности имеет разные нормативные уровни. Например, для розничной торговли эта величина составляет 2,2 %. В строительстве зданий – 1,1 %. А вот сельское хозяйство имеет коэффициент прибыльности 9 %.

Обратите внимание! Зная коэффициент прибыльности, легко рассчитать общую эффективность предприятия, возможные риски при увеличении себестоимости продукции, уровень активности предприятия.

Начинающим предпринимателям легче будет найти онлайн-калькулятор для бизнеса. С его помощью можно рассчитать такие показатели как чистый доход, общая прибыль и, конечно, маржа. Приложение можно установить даже на телефон.

Онлайн-калькулятор значительно облегчает работу

Расчет вариантов маржи

Четыре вида маржи – банковская, процентная, кредитная и гарантийная показывают разные соотношения и процент эффективности различных сфер.

Маржа банковская

Показывает реальную эффективность деятельности банка. Для вкладчиков этот коэффициент служит гарантом. Это разница между доходами и  расходами активов банка в процентном соотношении. Простыми словами – разница между процентной ставкой депозитов и процентной ставкой кредитов.

Маржа кредитная

Это своеобразный лакмус экономики страны и состояния банковского сектора. Маржа показывает разницу между стоимостью товара и телом кредита. Эта разница зависит от процентной ставки кредита, а он в свою очередь привязан к инфляции, показателям безработицы, ставок рефинансирования и ликвидности. Чем выше полученный процент маржи, тем дороже кредит.

Маржа гарантийная

Эта величина показывает разницу между стоимостью залога и кредитом. Зачастую банк намерено снижает сумму залога, чтобы иметь страховку в случае не выплаты кредита. Тогда продажа залога по реальной стоимости покроет всю сумму выданного кредита вместе с процентами.

Маржа чистая процентная

Это чистая прибыльность банка и разряд его посредничества. Формула такого вида маржи включает в себя средние показатели ставок по залогам и вкладам. Разница этих показателей делится на сумму всех активов банка. Это главный индекс прибыли финансовой организации, так как отображает ее процентную политику.

Разница с торговой наценкой

Маржа это никак не наценка. Данные термины часто путают, так как оба выражаются в процентах. Но разница между ними существенная. В формуле наценки в знаменателе стоит не общая прибыль, а себестоимость товара.

Если смотреть на примере, становится яснее. Допустим, себестоимость товара 100 рублей, торговая наценка составляет 30 %. Итого, имеем продажную цену 130 руб.

Чтобы определить маржу, достаточно посчитать на одной единице товара:

М= 30/130х100%=23%

Итого, 23 % составляет маржа и 30 % наценка.

Торговая наценка показывает процент, который заложен в себестоимость товара для получения прибыли. А маржа – чистую прибыль, без учета себестоимости и других расходов предприятия, то есть эффективность той самой наценки.

Важно знать! Маржа, в отличие от торговой наценки, никогда не может быть больше 100%.

Наглядная схема, указывающая на разницу между наценкой и показателем маржи

Основные виды маржинальности

Маржинальность бизнеса – это термин инвесторов и именно ее они считают, прежде чем вкладывать свои инвестиции. Для расчета этого показателя берется маржа предприятия за год и делится на сумму инвестиций. Полученный показатель и будет маржинальностью предприятия. Чем выше он, тем меньше риск для инвестора и больше его прибыль. По такой универсальной формуле можно оценить бизнес в целом, либо рассчитать будущую эффективность его отдельного проекта.

Интересно знать! Виды маржинальности бизнеса зависят от сферы деятельности и показателей эффективности тех или иных предприятий.

Маржинальность на схеме

Операционная

Это показатель способности компании или предприятия получать прибыль. За основу расчета берется валовая прибыль, из которой вычитаются все расходы, в том числе на уплату налогов. Полученная цифра делится на общую сумму дохода и умножается на 100. Если этот показатель низкий, значит себестоимость товара выше, чем его продажи.

Процентная

Процентная надбавка используется в банковской сфере и показывает возможности банка покрывать свои расходы, получая прибыль. С помощью этого показателя легко высчитывать эффективность процентной ставки по кредитам за определенный период времени.

Вариационная

Этот маржинальный показатель используется инвесторами на бирже трейдинга. Если предполагаемый рост либо падение акций произошло, инвестор получает прибыль. И заодно увеличивает показатель маржи, которая рассчитывается как разница между стоимостью акций для инвестора и конечной суммой его прибыли.

Еще одна разновидность вариационной надбавки на бирже – это возможность заработка за счет депозита от брокера. Он устанавливает плечо, которое увеличивает сумму инвестиции. Заодно увеличивается и сумма прибыли как инвестора, так и брокера биржи. Конечно, при потерях такой залог нужно будет вернуть инвестору как стороне, которая несет 100% ответственность за игру на бирже. Но риск того стоит, так как имея даже 10 долларов на бирже, можно играть с плечом кратным 10, тем самым имея возможность увеличить доход в 10 раз.

Прежде чем играть на таких условиях, важно ознакомиться с тонкостями данной валютной схемы. Новичкам везет, но в случае риска сумма может оказаться неподъемной.

Чистая

Показатель данного вида маржинальности предназначен больше для объектов торговли или производства. Так как он показывает разницу между общей прибылью и прибылью, из которой вычтены все затраты на производство либо реализацию + себестоимость продукции.

Валовая

Этот показатель учитывает расходы не только на чистую стоимость товара, но и на бизнес-инструменты. К ним относится реклама, повышение квалификации, модернизация оборудования и прочее. Полученная сумма делится на общий доход.

Обратите внимание! Чем больше получается цифра, тем устойчивее материальная основа предприятия.

Маржа и умение ее рассчитывать – дело полезное. Постоянное прослеживание и определение чистой прибыли и эффективности предприятия позволит вовремя внести корректировки и сохранить капитал. Маржинальность имеет широкое применение во всех сферах бизнеса.

1-й шаг к успеху!
Прекращаем творить себе бедность.
Бизнес. Интернет. Финансы


ПЕРЕЙТИ
канал Твой 1-й>миллион в телеграмм
Сергей Эльбакидзе
Сергей Эльбакидзе/ автор статьи

Сергей, 22 полных года. После окончания 9 классов школы, поступил в политехнический колледж на очное отделение, по специальности прикладная информатика. После окончания колледжа поступил в лесотехнический институт на заочное отделение, по той же специальности прикладная информатика, в данный момент на третьем курсе. Работал в компании специалистом по рекламе и сбыту, далее начал выполнять заказы по созданию и продвижению сайтов. В данный момент развиваю три своих информационных сайта.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Бизнес, заработок в интернете и финансовая грамотность
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector