Содержание:
Открытие своего магазина для многих кажется оптимальным способом начать работу «на себя» и выйти на высокий уровень дохода. И действительно, в той или иной степени каждый человек знаком со спецификой и особенностями работы оптовых и розничных торговых предприятий. Но прежде чем приниматься за дело, необходимо тщательно продумать все нюансы, составить бизнес-план и озаботиться деталями, которым не всегда придаётся значение.
↑ Выбор формата магазина
В первую очередь необходимо определиться, будет ли это онлайн или офлайн магазин. На 2021 год всё больше организаций находят преимущества в работе при помощи сети интернет. Плюсы интернет-магазина очевидны:
- не нужно арендовать или приобретать помещение;
- минимальные возможности потерь в виде краж и случайной порчи товара;
- возможность открыть онлайн-магазин с минимальными финансовыми вложениями;
- доступ к магазину у потенциальных покупателей 24 часа в сутки;
- возможность отказаться от затрат на аренду склада и персонал, так как на первых парах можно заниматься всем процессом самостоятельно;
- расширенный охват при наличии доставки: совершать покупки в магазине смогут люди из разных районов и даже городов.
Тем не менее, и минусы в таком формате работы имеются. К ним относится необходимость тщательно продуманной логистики и грамотное создание рекламы в интернет-пространстве. Кроме того потребуется полная отдача сил и времени, если магазином будет заниматься только владелец, или же обеспечение рабочих мест для сотрудников. Офлайн магазин также не теряет актуальности. В зависимости от продаваемых товаров и места расположения можно получить хороший поток клиентов, и, соответственно, высокую прибыль. Затраты на рекламу могут быть меньше благодаря эффекту «сарафанного радио», а затрат на сотрудников можно избежать первое время, если работать самостоятельно.
↑ Необходимые документы для открытия
Итак, что нужно для открытия своего магазина? Если этим занимается один человек, то достаточно оформить свой статус как индивидуального предпринимателя. Для регистрации потребуется:
- заявление, заполненное по установленному образцу;
- копия паспорта и ИНН;
- квитанция об оплаченной государственной пошлине в размере 800 рублей (на апрель 2020 года).
Все эти документы подаются в налоговую службу по месту регистрации предпринимателя, а вот вести бизнес можно уже в любом городе. Если магазин планируется открывать как совместный бизнес, то гораздо выгоднее с точки зрения правовой защищённости открывать ООО (общество с ограниченной ответственностью). Это потребует:
- заявление, заполненное учредителем организации;
- устав организации в 2-х экземплярах или решение о создании общества или протокол собрания учредителей;
- договор всех учредителей о создании общества;
- ксерокопии паспортов всех участников ООО;
- квитанция об оплаченной государственной пошлине в размере 4000 рублей (на апрель 2020 года).
Кроме того, потребуется ещё пакет документов, который всегда должен находиться в магазине.
- Свидетельство ЕГРЮЛ (единый государственный реестр юридических лиц).
- Документы ИП или ООО.
- Перечень присвоенных кодов государственного комитета статистики (госкомстата).
- Договор аренды помещения или документы, удостоверяющие право собственности на него.
- Заключение от Роспотребнадзора.
- Заключение от государственной службы пожарной безопасности.
На определённые товары могут потребоваться сертификаты соответствия, а если захочется открыть любой продуктовый магазин, то также будут необходимы:
- санитарный паспорт помещения;
- заключение от санитарно-эпидемиологической станции;
- договор на вывоз мусора;
- аттестация рабочих мест;
- оформление медицинских книжек;
- подтверждение о внесении в городской торговый реестр.
Как видно, заниматься продовольственными товарами может быть достаточно сложно с точки зрения подготовки.
↑ Составление бизнес-плана с нуля с пошаговой инструкцией
Бизнес-план необходим для любого бизнеса и каждого предпринимателя. Он может быть как «личным», то есть составленным сугубо для собственной оценки продвижения дела, так и «публичным», то есть для привлечения инвесторов или финансов любыми способами. И если личный бизнес-план может иметь достаточно упрощённый вид и структуру, где будут отражены наиболее ключевые для бизнесмена моменты, то для инвесторов или банков стоит сделать подробный документ. На первом листе всегда располагаются данные автора и проекта: ФИО, номер телефона и адрес электронной почты, фактический адрес и город открытия бизнеса, дата составления бизнес-плана и планируемое название организации, а также финансовые данные. В них включается необходимая сумма, планируемый доход и срок окупаемости. Далее располагается краткое резюме всего бизнес-плана — вся информация о целях и задачах магазина, требуемых ресурсах и необходимой сумме, сроки возврата вложенных средств, а также предполагаемая эффективность и актуальность организации.
Следующий раздел — постановка целей, а также способы их достичь. Здесь необходимо подробное объяснение всех конкурентных преимуществ, которые позволят осуществить задуманное. Взаимосвязанными аспектами станут анализ рынка в интересующей отрасли и оценка предприятия в этой отрасли. Здесь нужно оценивать местность, покупательскую возможность населения, уровень безработицы в регионе (городе), целевую аудиторию, а также конкурентоспособность. Затем необходимо провести оценку продаваемых товаров:
- нужны ли специальные разрешения, лицензии, сертификаты;
- конкурентоспособность;
- перечень поставщиков с выгодными условиями сотрудничества;
- гарантии на товары;
- способы утилизации по истечению срока годности.
Далее следует маркетинговый план, то есть планируемые способы рекламы товаров и магазина, их стоимость и эффективность. Затем финансовый план, где подробно расписывается не только количество необходимых денег, но и планируемые прибыли, расчетные сроки погашения долгов или возврата средств, необходимые затраты на оборудование, товары, зарплаты и прочие траты. Кроме того, необходимо рассчитать срок выхода на чистую прибыль и срок достижения точки безубыточности. Заключительная часть — оценка возможных рисков и потерь, а также возможные способы обеспечения гарантий для кредиторов или инвесторов.
↑ Финансовый план
Финансовый план — не менее значимый документ. Именно с его помощью можно оценить рентабельность всего предприятия. В данном плане обязательно указываются следующие аспекты:
- все стартовые затраты, необходимые для открытия магазина, включая пошлины, оформление сертификатов, стоимость аренды помещения, оборудования, закупки товара и т.д;
- суммы заработных плат и обязательных платежей на месяц и на год;
- предполагаемые суммы прибыли за разные временные промежутки;
- размер чистой прибыли;
- сроки возврата заёмных денег, возможности и суммы в месяц, в год;
- убытки в связи с истечением срока годности, потери товарного вида и других проблемах с товаром;
- план на случай непредвиденных ситуаций, влекущих снижение прибыли.
Иными словами, в этот план включаются абсолютно все аспекты, так или иначе связанные с деньгами и финансовым оборотом в магазине.
↑ Подбор помещения и покупка оборудования
Помещение и оборудование во многом залог успешной торговли. В этом вопросе многое зависит от товаров, предполагаемых к продаже. Так, открытие магазина цветов потребует помещение небольшой площади (10-25 кв. м.), которое может быть расположено как в жилом доме, торговом центре, так и являться отдельной постройкой-ларьком в проходимом месте. При этом из оборудования потребуются вазы под цветы, кондиционер для поддержания оптимальной температуры, инструменты для обрезки цветов и стеллажи. А вот при желании открыть продуктовый магазин с нуля потребуются совершенно другие параметры помещений и перечень необходимого оборудования. Так, площадь должна быть достаточной для соблюдения всех санитарных норм, место — вблизи жилых домов или офисных центров, но с учётом конкурентной ситуации. Оборудования же потребуется много: морозильные и холодильные камеры, стеллажи, прилавки, печи и витрины (при необходимости изготовления продукции) и многое другое.
↑ Выбор персонала и поставщиков
Тщательный подбор персонала требуется любой организации, будь то частный магазинчик или сетевой супермаркет. Предпочтение лучше отдавать людям с опытом работы, но они нередко претендуют на высокую зарплату. Снизить расходы можно набирая персонал без опыта, например, студентов, и обучать их в процессе работы. Однако существует риск того, что такие сотрудники уйдут на более перспективную работу, поэтому следует своевременно повышать заработную плату. Выбор поставщиков — гораздо более сложный вопрос. Оптимально работать напрямую с заводом или официальным дистрибьютором, так как зачастую у них наиболее выгодные цены. Но можно найти необходимый продукт у сторонних фирм на выгодных условиях. Необходимо обращать внимание на следующие аспекты:
- стоимость товаров;
- возможности внесения платежа (отсрочка, предоплата, оплата по факту сделки);
- логистика (поставщик доставляет товар, используются транспортные компании или самовывоз);
- минимальные и максимальные размеры партий;
- качество товара;
- возможность возврата товаров.
Некоторые поставщики продуктов забирают просроченные товары под своим брендом на взаимовыгодных с магазином условиях.
↑ Правила подбора ассортимента
Как открыть магазин без хорошего ассортимента? Правильный выбор на этом этапе может, как обеспечить успешность, так и стать причиной неудачи. Именно для этого производится анализ рынка и целевой аудитории: магазин должен предоставлять востребованные товары по выгодным ценам. Также хорошая идея добавить в ассортимент редкие товары, которыми интересуются покупатели, но которые сложно приобрести. Это два ключевых правила: выгодные цены и желаемые товары.
↑ Реклама магазина
Полдела открыть свой магазин, ещё полдела — как его разрекламировать. Здесь могут использоваться самые разные идеи:
- рекламные баннеры;
- раздача листовок;
- яркие вывески;
- объявления в газете;
- реклама на радио и телевидении;
- реклама в интернете;
- ростовые куклы;
- промо-акции;
- расклейка объявлений.
Только фантазия и рамки закона ограничивают способы привлечения клиентов в новый магазин. При хорошо разработанной стратегии любой человек может открыться со своим небольшим магазинчиком. Важно продумать бизнес-план, оценить финансовые риски и правильно проанализировать ситуацию на рынке, ну а дальше дело за малым.