Содержание:
В последние годы череда кризисов накладывает отпечаток на ведение бизнеса. Политическая и экономическая нестабильность оказывают негативное влияние на устойчивость различных предприятий. Но существуют такие сферы экономики, которые не только стойко переносят времена экономического спада, но даже обладают способностью к определенному росту именно в таких условиях.
↑ Описание аптечного бизнеса
Аптечный бизнес всегда приносил хороший доход. Люди не привыкли экономить на здоровье. А его состояние у большинства россиян таково, что после тридцати все становятся завсегдатаями аптек, а то, что пенсионеры тратят более половины пенсии на лекарства — само собой разумеется. В стране основные особенности развития этой сферы рынка обусловлены следующими факторами:
- Менталитет русского человека не предполагает проведение профилактических мероприятий. Следствием этого становится бурное развитие хронических заболеваний, что делает больного постоянным клиентом аптеки.
- Применение практики самолечения зачастую приводит к приобретению большого количества ненужных лекарств. Что, впрочем, также на руку фармацевтам. Потребление лекарств в России практически вдвое превышает данный показатель в Европе.
- Недостаточно жесткий контроль государства за наценкой на лекарства, а также отсутствие в аптечных пунктах более дешевых аналогов.
Все это дает основания расценивать торговлю медицинскими препаратами как перспективное начинание. Также в регионах есть большое количество незанятых мест. Начало самостоятельного аптечного бизнеса всегда требует серьезных вложений. Начать его следует с покупки помещения или заключения долгосрочной аренды. Тот факт, что деятельность лицензируется, требует от хозяина подготовить к работе помещение и нанять персонал еще до получения лицензии. Учитывая, что это может занять до четырех месяцев, следует быть готовым к таким издержкам.
↑ Особенности работы аптеки по франшизе
Открыв аптеку самостоятельно, можно столкнуться с определенными рисками, вызванными выбором поставщиков. Более половины объема фармацевтического рынка контролируется пятью игроками. Практически все они имеют свои сети аптек, и сотрудничать с одиночными покупателями им не интересно. Своей аптечной сети они поставляют товар с минимальными наценками, конкурировать с ними крайне тяжело. Многих предпринимателей это приводит к выводу, что франшиза аптеки имеет в себе больше положительных сторон, чем отрицательных. Также следует обратить внимание, что некоторые франчайзеры дают франшизу только для ребрендинга уже существующих аптек. Ярким примером служит франшиза Эвалар аптека. Это обусловлено тем фактом, что работать с уже опытным предпринимателем, знающим структуру и особенности данного бизнеса гораздо проще. А оценить перспективы дальнейшего развития точки под новым брендом гораздо легче, чем полностью просчитывать финансовые показатели открывшегося предприятия в новом месте. Открывая франшизу можно получить:
- Надежного поставщика. В данном бизнесе это крайне необходимо. Количество документов на каждую позицию не идет ни в какое сравнение с другими направлениями в торговле. Обычно франчайзер гарантирует качество товара.
- Готовую схему поставок. Все товары доставляются со складов поставщика его силами.
- Юридическую и консультационную помощь на весь срок сотрудничества.
- Раскрученный бренд. Франчайзи получает доступ к участию во всех акциях и бонусных программах сети, что дает ему сразу большое количество уже лояльных клиентов компании.
Приобретая франшизу, следует также рассмотреть, сколько за нее потребуется заплатить:
- размер паушального взноса и роялти;
- существуют ли обязательные объемы продаж или требования по обязательной торговле только фирменными препаратами компании;
- какие отпускные цены предлагает франчайзер.
↑ Условия и риски франчайзи
Приобретая франшизу франчайзи попадает в жесткие рамки требований к торговой точке и ее развитию, которые необходимо тщательно выполнять. Также именно франчайзер формирует ассортимент товара и оказываемых услуг. Все риски и обязанности франчайзи следует очень внимательно изучить до подписания договора. Крайне важно твердо обозначить, когда и с какой частотой франчайзер может устраивать проверки, какие документы он может запрашивать и в какие сроки их необходимо предоставлять. В определенных случаях владелец бренда может расторгнуть контракт при невыполнении франчайзи условий договора или нарушении правил использования бренда. Также, по договорным обязательствам может быть прописана реализация определенного объема товара фирменных брендов. Этот пункт следует рассматривать отдельно, чтобы вся прибыль не осталась в товарных остатках.
↑ Стоимость франшизы аптеки и окупаемость
Стоимость франшизы складывается из паушального взноса, роялти и инвестиций. Размер паушального взноса за использование бренда может сильно отличаться. Советская аптека как франшиза фармацевтической компании «PHARMA Distribution Group», требует взнос в 999 рублей, а у Аптека склад он составляет 200 000 рублей. Роялти тоже существенно разнится. У многих в последнее время он отсутствует, франчайзер получает бонусы от брендов за объемы проданной продукции, но в некоторых предложениях он доходит до 2-3 % от выручки. Окупаемость рассчитывается от суммы среднего чека и проходимости. В большинстве случаев заявленный срок колеблется от года до двух.
↑ Выбор помещения и персонал
Еще до подписания бумаг по франшизе необходимо купить помещение или заключить договор долгосрочной аренды, провести ремонт и получить все разрешения от надзорных органов. Располагаться аптека должна на улицах с высоким пешеходным траффиком. Наличие рядом станций метро или остановок общественного транспорта существенно поднимают привлекательность помещения. Место следует подбирать на первом этаже здания. Цокольные и вторые этажи из-за наличия лестниц плохо подходят для основного круга покупателей — пенсионеров. Наличие рядом бесплатной парковки расширит круг потенциальных клиентов за счет проезжающих мимо автомобилистов.
Для работы в аптеке необходимо нанять персонал. Все сотрудники должны иметь соответствующее образование. Продавцами можно нанимать средний медперсонал или студентов-медиков. Они менее требовательны к условиям труда и зарплате. Главное — хорошие знания и способность дать качественную консультацию. Если фармацевт не смог подобрать нужное лекарство или у покупателя остались сомнения в его компетентности, в следующий раз он пойдет в другое место. Для управления аптекой требуется провизор. По закону на эту должность можно нанимать человека, имеющего не менее трех лет стажа в данном бизнесе. При наличии в продаже наркотических веществ работник должен предоставить справку о причине ухода с прошлого места работы. Работа в данной сфере обязывает иметь санитарную книжку и регулярное прохождение профосмотров. В первые месяцы работы желательно наблюдать за атмосферой в коллективе. [
↑ Популярные франчайзинг-предложения аптечных сетей
Большинство франчайзинговых предложений по открытию аптек включают в себя полный спектр услуг — от подбора помещения до пожизненного обслуживания и рекламы в социальных сетях. Но далеко не все аптечные сети предлагают подобные формы сотрудничества, например, у аптеки Апрель франшиза не предусмотрена, хотя они активно развивают собственную сеть на юге России.
↑ Планета здоровья
Планета здоровья — франшиза, которая предлагает:
- Подбор помещения. Конечное слово остается за Планетой здоровья, без ее одобрения открыться не получится.
- Помощь в составлении договора аренды. Условия для всех компании, вне зависимости от места, где они открываются, одинаковы.
- Полную комплектацию аптеки оборудованием и товаром по оптовым ценам.
- Подготовку необходимой разрешительной документации.
- Найм и обучение персонала.
- Инструкцию по ведению бизнеса.
Для начала работы требуется внесение паушального взноса в размере 150 000 рублей и инвестиций в открытие от 750 000 рублей. В дальнейшем роялти отсутствует.
↑ Горздрав
Компания Горздрав существует на фармацевтическом рынке уже много лет. Она имеет сеть социальных аптек с различным диапазоном цен. Для организации аптеки от сети Горздрав потребуется помещение более 70 квадратных метров. Также помещение должно быть оборудовано сигнализациями охранной и пожарной безопасности. Франшиза компании Горздрав предоставляет следующие преимущества:
- своевременная поставка товаров по выгодным ценам;
- сайт компании и бесплатная реклама продукции;
- организация тренингов для персонала с целью повышения квалификации;
- эффективная система управления движением товара;
- постоянная поддержка бизнеса от главной компании;
- консультации в подборе помещения и оформлении необходимой разрешительной документации;
- решение организационных вопросов;
- дизайнерское оформление аптеки.
Стоимость франшизы около 1,5 миллиона рублей. Доходность бизнеса составляет порядка 400 000 рублей. Окупаемость занимает от одного года до 16 месяцев.
↑ Ригла
Ригла — это розничное направление ГК «Протек». Существует бюджетный формат под брендом «Будь здоров». Основные требования для получения франшизы:
- Наличие помещения не менее 60 кв. м. в людных местах. Проходимость от 600 чел/час.
- Минимальные вложения для действующей аптеки от 300 тыс. руб., для нового места — в десять раз больше.
- Паушальный взнос на одну аптеку 150 тыс. руб.
- Маркетинговый доход до 10 % от себестоимости продукции.
- Средняя выручка от 2,5 млн. руб. при ассортименте от 6000 единиц товара.
- Роялти нет.
В рамках франшизы Ригла франчайзи получает:
- узнаваемый бренд;
- подключение к продажам лояльности и обучение персонала;
- самое большое количество собственных торговых марок;
- закупку медикаментов и сопутствующих товаров по льготным ценам.
Срок окупаемости оценивается в 1,5-2 года.
↑ Живика
Бренд «Живика» относится к сети аптек, которые зарекомендовали себя, как одни из лучших на мировом рынке. Здесь для клиента предлагаются лучшие цены, отличные условия покупки, а также большой выбор лекарственных препаратов. При подборе лекарства консультанты всегда предоставят полезную информацию, а также хорошие скидки. Бизнес действительно стоящий, так как сеть аптек продаёт товар не только в стране, но и реализует за рубеж. Вполне можно сказать, что репутация аптеки улучшается с каждым годом, так как весь товар сертифицирован, а также отпускается по низким ценам.
↑ Клеверфарм
У компании «МаксАл», представленной на фармрынке с 2005 года, можно приобрести франшизу под брендом «КЛЕВЕРФАРМ». Договор открывает доступ к пятидесяти поставщикам, разработку бизнес-плана. Сотрудники компании проводят обучение персонала, на протяжении полугода осуществляют бухгалтерское сопровождение и помощь в управлении. Паушальный взнос и роялти отсутствуют. При общих затратах на открытие аптеки площадью 80 кв. м. понадобится около 2,5 млн. рублей. Заявленная окупаемость 1 год при выручке 5 млн. рублей. [
↑ Аптека номер 1
Аптека номер 1 — франшиза, которая предлагает три вида франчайзингового пакета, причем один из них — «Без франшизы» — подразумевает просто помощь в создании дизайн-проекта, оценке помещения и обучении персонала. Стоит это 49 000 рублей. «Полная франшиза» включает в себя весь комплекс услуг — от получения лицензии и до последующего сопровождения. Большой плюс данного предложения — отсутствие штрафов, комиссий и объемов закупки. Также отсутствует привязка к определенным поставщикам. Стоимость полного пакета начинается от 499 000 рублей. Данный бренд предлагает четыре формата аптек от 20 до 80 и более кв. м. и заявляет окупаемость от 5 до 12 месяцев. Открывать аптеку по франшизе или развивать собственный бренд — решение остается за владельцем точки. Но многие аптеки, прошедшие ребрендинг, заявляют об увеличении оборота в районе 1,5 раз. Рассматривая варианты предлагаемых франшиз, следует обратить особое внимание на предлагаемые условия и выбрать из них наиболее выгодный вариант.