Содержание:
Если будущий предприниматель решил стать владельцем салона красоты, ему для начала нужно разработать бизнес-план. Этот документ поможет точно определить сумму финансовых вложений, оценить востребованность услуг в регионе, определить основных конкурентов и целевую аудиторию.
↑ Основные разделы бизнес-плана для салона красоты
При планировании с нуля как малого, так и большого салона красоты необходимо учесть все детали, возможные риски, проанализировать востребованность рынка и составить финансовую модель. Бизнес-план салона красоты позволяет четко понять, сколько денег нужно вложить на этапе открытия, когда вложения окупятся и заведение начнет приносить прибыль. На начальном этапе нужно определиться с форматом:
- Традиционный салон красоты. Предоставляет широкий спектр бьюти-услуг: уход за волосами, маникюр, педикюр, наращивание ресниц, коррекция бровей и прочие косметологические процедуры.
- Парикмахерская. Оказывает услуги по уходу за волосами.
- Моносалон – заведение для одной услуги.
- Салон экспресс-услуг.
- Салоны красоты исключительно для женщин или для мужчин.
- Лечебно-косметологический центр. Предоставление услуг эстетической и аппаратной косметологии.
- SPA-салон. Предоставляет все виды процедур по уходу за телом.
- Студия загара.
В готовом бизнес-плане салона красоты должна содержаться подробная информация о маркетинговом окружении будущего проекта:
- анализ отрасли;
- анализ места нахождения будущего салона, выбранного названия;
- определение целевой аудитории;
- анализ конкурентов;
- доходная и затратная части;
- окупаемость предприятия;
- схема и методы продвижения услуг.
Для начала следует изучить спрос на услуги в городе и конкретно в том районе, где планируется открытие. Нужно изучить конкурентов, проанализировать их основные услуги, составить портрет целевой аудитории. С помощью результатов анализа спроса можно будет определить, какие услуги следует включить в прейскурант.
↑ Анализ рынка
Рынок красоты в России развивается активными темпами за счет стремления большинства россиян к ухоженной внешности. Для удовлетворения их потребностей необходимо открытие новых салонов с высоким уровнем обслуживания даже в небольших населенных пунктах. Насыщенность рынка составляет более 80%. Рост количества заведений обусловлен следующими причинами:
- стабильно увеличивается стремление россиян к общепринятым стандартам красоты;
- совершенствование сервиса;
- расширение сферы предоставляемых услуг;
- увеличение количества клиентов мужского пола;
- возможность привлечения специалистов высокого класса;
- понимание разницы между домашним уходом и профессиональными процедурами в салоне.
Традиционный формат салона – уже не единственный вариант развития в данной сфере. Семейные салоны, детские, сегментированные на женские и мужские, SPA-салоны – далеко не полный перечень направлений, которые готова предоставить сфера.
↑ Сбор документов
Первый этап открытия салона – регистрация бизнеса. Владелец может выбрать правовой статус индивидуального предпринимателя или юридического лица. В заявлении на регистрацию нужно указать код основного вида деятельности. Для салона красоты подойдет ОКВЭД 96.02. Кроме этого, можно указать сколько угодно дополнительных:
- 47.75 – продажа косметических товаров и средств личной гигиены;
- 47.19 – розничная торговля в неспециализированных магазинах;
- 96.04 – деятельность соляриев и салонов для похудения;
- 96.09 – предоставление персональных услуг, не вошедших ни в одну другую группировку.
Чтобы открыть салон красоты, нужно получить разрешения:
- от Территориального управления имуществом;
- СЭС;
- пожарной инспекции.
Лицензия не нужна, когда салон предоставляет услуги по уходу за волосами, маникюру/педикюру. Иначе дело обстоит с косметологией. Если предоставляются процедуры, связанные с повреждением кожи (пирсинг, татуаж, пилинг), лицензирование обязательно. В отношении солярия есть различия: если в паспорте оборудования содержится запись, что оно относится к изделиям медицинской техники, то без лицензии его применять нельзя. Оформить лицензию можно только при соблюдении обязательных условий:
- используемое оборудование имеет соответствующие сертификаты и зарегистрировано в Росздравнадзоре;
- персонал салона имеет соответствующее медобразование и сертификаты специалистов;
- помещение соответствует определенным требованиям;
- заключен договор на техобслуживание используемого оборудования;
- разработано положение о внутреннем контроле безопасности и качества услуг.
↑ Поиск помещения
Чтобы открыть рентабельный салон, нужно правильно подобрать место для его расположения. В сфере услуг выбор помещения часто становится решающим фактором, который помогает выжить и не закрыть заведение в первый год. Нужно обращать внимание на:
- плотность застройки в районе;
- проходимость в торговых, развлекательных, бизнес-центрах;
- удобство транспортного сообщения;
- отсутствие прямых конкурентов.
Требования к планировке и организации площади помещений согласно СанПиН 2.1.2.2631-10 №59:
- наличие отдельного помещения для дезинфекции, стерилизации инструментов. Оно обязательно должно быть оборудовано раковиной с подводкой горячей и холодной воды;
- для каждого кабинета должно быть отдельное помещение;
- допускается в одном кабинете работа мастера маникюра и педикюра;
- допускается совмещение вестибюля с гардеробом и залом ожидания, а также комнаты приема пищи с гардеробной для персонала численностью меньше 10 человек.
Тем, кто планирует открывать салон эконом-класса, понадобится помещение площадью не менее 50 кв. м, для премиум заведений – не менее 100 кв. м.
↑ Оборудование
Выбор оборудования зависит от концепции заведения. Список минимально необходимого оборудования для салонов эконом-класса:
- кресло для клиента;
- большое настенное зеркало;
- стеллажи и полки для инструментов;
- мойка, совмещенная с креслом;
- водонагреватель.
Если в салоне планируются услуги по маникюру, необходимо приобрести удобные кресла для мастера и клиента, столик, ванночки для рук, лампу с УФ лучами, автоклав для стерилизации инструментов. Работа косметолога требует приобретения:
- специального кресла и кушетки;
- зеркала;
- раковины с холодной и горячей водой;
- шкафчика для инструментов;
- холодильника для косметических средств;
- косметологических аппаратов.
Также понадобится мебель для холла (диваны или кресла), стойка администратора. [
↑ Требования к персоналу
Особых требований к образованию сотрудников, которые выполняют нелицензируемые бытовые услуги (косметические и парикмахерские), нет. Владелец салона должен сам определить важно ли ему на начальном этапе, чтобы мастера имели высокую квалификацию и дипломы. Структура зависит исключительно от выбранного формата. Очень строгие требования только в отношении косметолога. На должность можно принимать исключительно врача-дерматовенеролога. Он может выполнять аппаратный татуаж, омолаживающие процедуры с инъекциями, пилинги с применением химсоставов. Более щадящие услуги имеет право осуществлять косметолог со средним медицинским образованием. Кроме мастеров нужны будут:
- администратор;
- бухгалтер;
- уборщица;
- охранник;
- продавец для реализации средств по уходу при необходимости.
Индустрия постоянно развивается, появляются новые тенденции, поэтому обязательно должна быть предусмотрена статья затрат на обучение мастеров. Успех заведения и возможность привлечь новых клиентов зависит от готовности удовлетворить любые их потребности.
↑ Финансовые расчеты
Чтобы получать прибыль, нужно правильно просчитать общие расходы на запуск бизнеса. Затраты зависят от класса заведения, населенного пункта и условий аренды помещения. Арендуя помещение для салона красоты в небольшом городе, можно обойтись такими расходами:
- эконом-класс – около миллиона рублей;
- бизнес-класс – 1-3 млн рублей;
- премиум-класс – 3-10 млн рублей и выше.
Примерные расходы на открытие салона эконом-класса (в рублях):
- аренда помещения – от 50 тысяч;
- ремонт – от 150 000;
- закупка мебели и оборудования – до 300 000;
- косметические средства на рабочие 2 месяца – от 100 тысяч;
- затраты на рекламу – от 20 тысяч;
- зарплата (зависит от выручки) – 50-60 тысяч;
- услуги бухгалтера, ведение налогов – до 13 тысяч.
Если стоимость процедуры составляет около 250-300 рублей, а с дополнительными услугами – от 500 рублей, то при регулярном обслуживании 20 клиентов в день выручка составит 5-10 тысяч рублей, а за месяц – от 150 тысяч рублей (7 дневная рабочая неделя). Срок окупаемости вложений в размере 750 000 – 2 года.
↑ Как привлечь клиентов на маникюр в салон красоты
Вновь открывшемуся салону красоты или мастеру маникюра сложно на начальном этапе привлечь клиентов. Конечно можно обратиться к специалистам, но это лишние финансовые затраты. Поэтому существуют проверенные способы, которые действительно работают:
- главным является оказание качественных услуг квалифицированными специалистами;
- сделать визитки и оставлять их в различных офисах, соляриях, спортзалах и в тех местах, где нет мастеров маникюра;
- оказать услугу своим друзьям и знакомым, чтобы они рассказали своему окружению, т.е. запустили сарафанное радио;
- создать страницы в социальных сетях, где периодически публиковать фото своих работ и добавлять другую информацию для целевой аудитории;
- можно сделать скидки для первых клиентов или устроить розыгрыш в социальных сетях;
- размещение постов на женских форумах и специальных досках объявлений в большинстве случаев привлечёт новых клиентов;
- заказ наружной рекламы (билборды, баннеры, штендеры).
Каждый сам для себя выбирает наиболее предпочтительные варианты маркетинга, но при совместном использовании нескольких видов рекламы эффективность достигается быстрее.
↑ Франшиза или собственный бренд
Предприниматель сможет сократить круг задач при открытии салона, снизить риски и быстрее раскрутить бизнес, если приобретет франшизу известного бренда. Плюсы схемы очевидны: франчайзер поможет с дизайн-проектом, оформлением документов, набором и обучением персонала, закупкой оборудования и расходных материалов. Минусы у франчайзинга также имеются:
- у франчайзера всегда есть конкретные требования к новой точке;
- он контролирует весь рабочий процесс, проверяет соблюдение стандартов качества;
- владелец теряет монополию на принятие решений;
- данный вариант стоит выбирать абсолютным новичкам, которые ничего не знают об отрасли.
Секрет успеха в индустрии красоты зависит от личных амбиций и вложений предпринимателя. Лучше, когда собственный салон красоты открывает хороший мастер-практик, который разбирается в бьюти-бизнесе досконально и уже нашел свою нишу. При соблюдении всех тонкостей и условий можно превратить идею в весьма выгодное капиталовложение.