Содержание:
Находясь в поиске работы, наверное, каждый человек сталкивался с компаниями, предлагающими заниматься прямыми продажами. И, несомненно, не существует никого, к кому на улице не подходил бы человек с большими сумками, предлагающий купить что-то необычайно нужное, что есть только у него и только сейчас. Также у каждой женщины есть знакомая, через кого приобретается косметика, и которая всегда рада приехать на другой конец города со своим каталогом. При неоднозначном отношении к таким предпринимателям возникает вопрос: МЛМ-бизнес – что это, возможность стать удачливым бизнесменом или черная метка на всю жизнь.
↑ Определение сетевого бизнеса
Сетевой бизнес – это один из вариантов организации сбыта. На языке родины его появления Multi level marketing означает «многоуровневый маркетинг». Также используются такие обозначения, как сетевой маркетинг, network маркетинг, МЛМ-бизнес. MLM-бизнес – что это такое? Это противоположность бизнеса в обычном понимании, подразумевающего наличие торговой точки, куда приходят покупатели. Классическая схема продаж при его использовании требует наличия широкой сети распространителей, которые предлагают товар в своем кругу общения. При таком подходе компания не нанимает продавцов, не платит за аренду торговых помещений. Все что требуется – это добровольные реализаторы, работающие за процент от продаж. В дальнейшем они нанимают собственных добровольцев и получают отчисления от суммы их вознаграждений. Наибольшую популярность в России данное направление пережило в 90-е годы прошлого столетия и в начале 2000-х. В настоящее время существует около десятка успешных сетевых гигантов. По статистике почти половина данного рынка принадлежит косметическим средствам, около 30% – товарам для здоровья. Примерно по 10% занимают одежда и средства бытовой химии. Следует отметить, что основной идеей сетевого бизнеса на начальном этапе было предложение именно того товара, которым все пользуются и прекрасно понимают его достоинства и недостатки.
↑ Сетевой предприниматель это
Сетевой маркетинг в последнее время является популярным методом заработка. Реализация товаров и услуг происходит через агентов, которые входят в целую сеть и могут привлекать новых лиц за вознаграждение. В таком бизнесе существует чёткая иерархия: руководитель компании, менеджеры и рядовые сотрудники. Каждый член звена может называться сетевым предпринимателем, но в большинстве случаев данный термин применим к менеджерам. Сетевой предприниматель благодаря увеличению своего уровня продаж благоприятно влияет на развитие компании и рост её прибыли. Также доход напрямую зависит от количества привлечённых участников. Работа в сфере сетевого маркетинга удобна тем, кто только начинает свою деятельность. Все сотрудники постоянно находятся в тесном взаимодействии между собой и общими усилиями достигают поставленных задач. Сетевые предприниматели должны грамотно работать с целевой аудиторией, чтобы успешно продавать и продвигать товар. Поэтому сетевой предприниматель должен быть уверенным, коммуникабельным, опытным и даже немного наглым.
↑ История возникновения
Возникновение сетевого маркетинга плотно связано с именем Карла Ренборга. Создав на основе люцерны витаминные препараты, для проверки эффективности, он начал их раздавать знакомым. Но ничто бесплатное не ценится, тогда Ренборг стал брать за них деньги. В скором времени появилось большое число положительных отзывов и знакомые знакомых начали искать встречи с предпринимателем для получения его продукции. Удовлетворить все просьбы о встрече Карл не успевал. В этот момент появилась гениальная идея – покупатели сами будут рассказывать друзьям о продукте, а при покупке получать комиссионные. Это стало моментом рождения сетевого маркетинга и в 1934 была основана компания California Vitamins, где впервые сами клиенты становились дистрибьюторами. Ничего не вложив в рекламу, фирма очень быстро развивалась В 1939 году она была переименована в Nutrilite Products, продолжая работать в сфере пищевых добавок. Сотрудники компании набирали на работу персонал, давали им знания о продукции и общие принципы построения сети. Также фирма удовлетворяла потребности в объемах товара и выплачивала вознаграждение не только за личные продажи дистрибьютера, но и за продажи на каждом нижнем уровне.
В нашей стране на заре предпринимательства особым успехом пользовалась компания «Гербалайф». В начале нового тысячелетия нашли своих поклонников Avon и Oriflame, до сих пор с успехом продолжая развиваться по классическим принципам сетевого маркетинга.
↑ Принцип работы сетевого бизнеса
С самого момента появления сетевого маркетинга сформировались его основные принципы, используемые до сих пор. При такой организации следует:
- Организовать дистрибьюторскую сеть. Чем она будет шире, тем больший обхват рынка у компании. Коммивояжеры получают процент от продаж, платить им в случае неэффективной работы не придется.
- С каждым дистрибьютером необходимо проводить работу по повышению мотивации. Ощущение собственной значимости и стремление к полной финансовой свободе являются основной движущей силой млм предпринимателя.
- Особо выдающихся работников следует поощрять по бонусной системе. Данные выплаты необходимо широко оглашать среди остальных сотрудников для повышения их целеустремленности.
- Называть должности сотрудников как можно более привлекательно. Это помогает играть на амбициях низшего звена.
- Принцип поведения при реализации товара конечному потребителю – навязчивость.
- Сотрудник должен стремиться получить заработок независимо ни от чего. Каждый человек на его пути – возможный клиент.
- Единственный принцип, претерпевший изменение – проведение рекламных кампаний. На заре такого способа реализации единственным источником информации о товаре были его распространители. В современном мире без широкой медийной поддержки не продается практически ничего.
Знание этих принципов позволяет даже новичку в предпринимательской деятельности получить представление о сетевом бизнесе и выявить его положительные и отрицательные стороны.
↑ МЛМ-предприниматель
Задумавшись, сетевой бизнес, что это такое и стоит ли в нем работать, следует понять, почему МЛМ-предпринимателей недолюбливают и с чем придется столкнуться. Одной из причин недоверия к сетевикам является заманивание. Большинство объявлений о найме содержат недостоверные сведения о вакансиях. И только после нескольких собеседований выясняется, что работа – только повод предложить какой-либо товар. Человек, занимающийся сетевыми продажами, подвергается глубокому психологическому прессингу по формированию мотивации.
После обучения новичок проникается своей значимостью и совершенно искренне считает, что предлагаемый им продукт – вершина качества. После этого он не способен общаться ни на какие другие темы, разговор всегда переходит на предложение товара. Принимая во внимание то, что сетевик всегда начинает работать с кругом своих друзей и знакомых, через довольно небольшой промежуток времени с ним просто перестают общаться. Времена, когда продавец своим именем гарантировал качество товара, остались в прошлом. Главное сейчас – объем. Поэтому в большинстве случаев через сеть реализуются товары низкого качества по завышенным ценам. А способность опытных сетевых торговцев продать любому человеку что угодно не прибавляет любви и уважения к таким распространителям. Не следует забывать и то, что многие путают MLM-бизнес и финансовую пирамиду. Они внешне похожи по принципу реализации, но преследуют разные цели. Пирамиды не предлагают никакого конечного продукта. Часто это предложение поучаствовать в каком-то инвестиционном проекте, который будет реализован когда-то. А пока следует просто платить определенную сумму. Если приведешь еще инвесторов – получишь часть от их взносов. Обрушение пирамид происходит по одной и той же схеме. На определенном этапе нижний уровень просто больше не может никого привести и просто перестает платить взносы. Перестав получать свою долю, прекращает платить второй уровень. Список возглавляет конечно же МММ. При детальном разборе можно понять недоверие людей к сетевому маркетингу – многие сталкивались с мошенниками. Поэтому без веры в свой товар и твердой уверенности в качестве продукта невозможно долго выдерживать такую работу.
↑ Преимущества и недостатки сетевого бизнеса
Сетевой бизнес, как и любой другой, имеет свои преимущества:
- можно свободно распоряжаться временем, нет графика работы;
- для данной работы не нужно никакого опыта, требуется только коммуникабельность;
- для начала деятельности не потребуется много денег на старте, нередко они вообще не нужны;
- работа коммивояжера позволяет получить ни с чем несравнимый жизненный опыт. Сталкиваясь лицом к лицу с огромным количеством людей, можно чувствовать их настроение и считывать невербальные сигналы. Эти навыки пригодятся в любой работе в будущем.
Минусы работы в данном направлении тоже есть:
- достичь реальной прибыли сразу вряд ли получится. Ощутимый доход реально появляется поле создания своей ячейки в несколько уровней, на что может уйти длительное время;
- многие мелкие игроки предлагают ненужный никому товар. Его реализация требует колоссальных усилий при мизерных заработках;
- бонусы за хорошую работу можно использовать только на приобретение товара компании;
- для фирмы коммивояжер – расходный материал.
↑ Формула успеха сетевого бизнеса и выбор МЛМ-бизнеса
Принимая решение заниматься таким бизнесом, следует обратить внимание на возраст компании. Преимущество следует отдавать тем, кто давно на рынке. «Молодые» могут предлагать новые направления, но нет уверенности в их чистоплотности. Определяясь с компанией, следует изучить ее продукцию и ответить на вопросы:
- приемлемая ли цена;
- есть ли сертификат качества;
- раскрученность бренда;
- есть ли необходимость в этом товаре для большого количества покупателей.
Также следует не забывать некоторые правила:
- распространение через сеть – очень выгодно. Все остальные причины, заявленные при приеме – уловка.
- необходимо самому пользоваться продаваемым продуктом, знать его плюсы. Это позволит более искренне рекламировать товар. В противном случае покупатель почувствует фальшь и будет потерян навсегда;
- перед началом работы следует побольше узнать о компании. Не стоит подписывать договор и оплачивать деньги, если есть какие-то сомнения;
- очень важно ознакомиться с суммой вступления в бизнес, наличием обязательных закупок, системой поощрений и бонусов, возможного продвижения по карьерной лестнице.
При работе в сетевой компании есть два пути. Первый подразумевает прямую работу – общение с клиентами, предложение товара. Но если нет желания контактировать с клиентами, можно просто создать свою сеть распространителей и получать процент от их продаж. Но в обоих случаях придется вкладывать весь свой энтузиазм и позитивное настроение – без этого начинание просто «увянет».
↑ Особенности МЛМ-бизнеса в интернете
Мечта любого сетевика – никаких личных контактов, никаких нижних уровней, только давай ссылки на продукт. Однако изначально МЛМ-бизнес предполагает наличие личных рекомендаций своим друзьям, они – своим и так далее. А чем ссылка в интернете отличается от банальной рекламы? Еще одна сторона вопроса – тактильные ощущения. Когда клиент взял товар в руки – он уже наполовину купил его, в этот момент у покупателя возникает физическая связь с продуктом. По сети сделать это невозможно. Получается обычный интернет-магазин. Если по каким-то причинам встречаться с клиентами совсем не хочется, можно поучаствовать в партнерских программах, где можно по такому же принципу получать вознаграждение за рекламу в виртуальной реальности. Если возникло желание заняться сетевым маркетингом, стоит понимать, что это очень тяжелый труд. И придется потратить очень много времени и сил на то, чтобы получать приличный доход. Именно качество предлагаемой продукции является основой реального МЛМ.