Содержание:
Сфера услуг и индустрия красоты остаются самыми актуальными идеями для начала собственного дела. Парикмахерская как бизнес требует не только денег, но и физических вложений. Как в любой другой сфере, здесь есть определенная схема поэтапных действий, которая помогает открыть заведение с нуля быстро и довольно просто.
↑ Выбор формата
Официальных требований, которые отличают парикмахерскую от салона красоты, нет. Единственное, что последний предоставляет больший ассортимент услуг. Помимо традиционных для парикмахерской стрижек, окрашивания, здесь доступен ногтевой сервис, услуги косметолога, стилиста, уход за телом. Ассортимент обычной парикмахерской ограничивается уходом за волосами. Если площадь помещения позволяет, можно дополнительно организовать кабинет мастера маникюра и педикюра. Как бизнес парикмахерская возможна в нескольких форматах:
- Эконом-класс. Большинство заведений располагают в полуподвалах, на первом этаже многоэтажных жилых домов в спальных районах. Открытие парикмахерской такого формата не предусматривает больших расходов на ремонт, рекламу. По показателю загруженности имеют самый высокий рейтинг (60-65% рабочего времени). Стрижка в такой парикмахерской стоит не более 500 рублей.
- Бизнес-класс. Требует поиска помещения в центре города либо в крупном ТРЦ. Мастера подбираются уже не просто с квалификацией парикмахера, а парикмахера-стилиста, которая позволяет предоставлять дополнительные консультационные услуги по стилю и модным тенденциям. Стрижка в таком заведении будет стоить до 2000 рублей. Загруженность – примерно половина рабочего времени.
- Премиум-класс. Формат подойдет для крупного города, поскольку подобные заведения ориентированы на эксклюзивное обслуживание. Как правило, такие парикмахерские открывают известные в городе мастера, победители международных конкурсов и чемпионатов, которые уже сделали себе имя и наработали клиентскую базу. Загруженность в таком заведении самая низкая – не более 30%, но высокую прибыль приносят постоянные VIP-клиенты. Расценки стартуют от 3000 рублей.
Чем выше категория, тем больше вложений требуется для старта проекта. Что касается обязательных требований к организации парикмахерской, то их действие не зависит от класса и распространяется на все заведения в этой сфере услуг.
↑ Регистрация и подготовка документов для бизнес-плана парикмахерской
Первое, что нужно для открытия парикмахерской – зарегистрировать субъект предпринимательства. Целесообразнее выбирать правовой статус ИП, который дополнительно дает возможность использовать упрощенную систему налогообложения. Это позволит свести к минимуму свои налоговые выплаты, снизить уровень ответственности. Но возможности у ИП и ООО одинаковые. Чтобы зарегистрировать ООО, надо:
- обладать уставным капиталом, поэтому тем, кого интересует, как открыть парикмахерскую с нуля, такой вариант не подойдет;
- подготовить учредительные документы;
- изготовить печать;
- открыть банковский счет.
Затем следует выбрать ОКВЭД-коды:
- 93.02 – предоставление услуг парикмахерскими;
- 52.33 – предусматривает розничную продажу парфюмерной и косметической продукции;
- 52.13 – следует выбрать, если планируется розничная продажа разных типов косметической продукции.
Для ведения парикмахерского бизнеса нужна лицензия. Кроме нее, понадобится еще обязательная разрешительная документация для ведения деятельности:
- заключение СЄС;
- заключение о соответствии помещения СанПиН 2.1.2.2631-10;
- заключение пожарной инспекции;
- оформление санитарных книжек мастеров;
- договор о вывозе мусора;
- договор с химчисткой, если в парикмахерской не предусмотрена зона для стирки белья.
Всех сотрудников парикмахерской обязательно нужно ознакомить с правилами техники безопасности под роспись. Для этого понадобится завести соответствующий журнал учета. Если заведение находится на первом этаже, стоит установить решетки на окна в целях безопасности, разработать план эвакуации, вентиляционной системы, приобрести обязательные средства противопожарной безопасности. Несоблюдение правил по перечисленным моментам административно наказуемо: от наложения штрафа и вплоть до временного закрытия парикмахерской.
↑ Анализ рынка и предоставляемые услуги
Не изучив рынок, не выявив конкурентов и предлагаемый ассортимент услуг в своем регионе, невозможно составить грамотный бизнес-план парикмахерской. Заведения, которые закрываются в первый же год или работают на грани рентабельности, несмотря на удачное расположение, дорогое оборудование и стильный интерьер, чаще всего упускают данный этап перед тем как открыть парикмахерскую. Для анализа рынка стоит:
- пройтись по заведениям;
- выяснить, какие услуги уже представлены в выбранном сегменте;
- насколько широко охвачено население;
- как много клиентов посещает парикмахерские.
Ответы на эти вопросы помогут оценить конкурентную среду, определить уровень цен и услуг. В комплексе это позволит конкретизировать концепцию будущего заведения. Услуги парикмахерской:
- стрижка;
- укладка;
- мелирование;
- окрашивание;
- химическая завивка;
- дополнительно: ногтевой зал, наращивание ресниц.
Нового в этом бизнесе уже нельзя ничего придумать, но нужно продумать мелочи, которые будут отличать заведение от конкурентов. Это могут быть особенности обслуживания, наличие телевизора, кондиционера, приятная музыка в помещении, удобная мебель в зале ожидания, красивый запоминающийся декор, живые цветы, яркие стильные плакаты. Если возникают сложности с получением санитарного и пожарного заключения для помещения, парикмахерскую эконом-класса можно открыть на базе оздоровительных центров, спортклубов, банных комплексов. Такой подход позволяет существенно сэкономить на рекламе, поскольку в данных заведениях уже имеется свой поток клиентов, части из них будут интересны услуги парикмахера.
↑ Выбор помещения
Требования, касающиеся организации работы парикмахеров, прописаны в СанПиН 2.1.2.2631-10. СанПиН. Минимальная удобная площадь для одного рабочего места парикмахера – 7 метров. Если в парикмахерской будут работать 5 мастеров, только для их кресел нужно 35 квадратных метров.
Сейчас открытие парикмахерской возможно на небольшой площади. Главное условие – наличие места для обязательных рабочих зон:
- дезинфекции, стерилизации инструментов;
- хранения инвентаря, мусора;
- комнаты отдыха для персонала;
- санузла, кладовой.
Если в работе планируется использовать многоразовое белье (накидки, полотенца, простыни, салфетки, шапочки), понадобится договор с прачечной или обустройство отдельной комнаты для стирки.
↑ Выбор оборудования и набор персонала
Чтобы открыть небольшую парикмахерскую эконом-класса, не потребуется много оборудования. Но, независимо от начального бюджета, не стоит экономить на качестве оснащения. Желательно приобретать профессиональное оборудование, поскольку бытовые аналоги быстро выходят из строя из-за сильных нагрузок. Для парикмахерской эконом-категории потребуются:
- инструменты: ножницы, бритвы, бигуди, расчески, зажимы;
- специальные парикмахерские кресла с гидравлическим механизмом;
- универсальные полочки на каждое кресло;
- сушуары, фены, машинки для стрижки, плойки;
- большие специальные зеркала;
- тумбочки, шкафы для одежды и косметики, кресла, диваны для холла, вешалки;
- раковины для мытья головы;
- накидки, полотенца, салфетки, спецодежда/униформа для персонала;
- компьютер для работы администратора;
- расходные материалы, косметика.
Особенно тщательно нужно подходить к набору сотрудников, поскольку от их мастерства и умения общаться с посетителями будет зависеть репутация заведения. Нужно уделять внимание их возрасту, опыту, умению общаться. Для небольшой парикмахерской достаточно небольшого штата в составе:
- администратора;
- бухгалтера (аутсорсинг или частичная занятость);
- 3-4 мастеров.
Решая вопрос о размере заработной платы, нужно ориентироваться на конкурентов. Рекомендуется назначить работникам оклад и проценты от общей выручки в размере 20-40% в качестве поощрения. Со всеми сотрудниками нужно заключить трудовые договора, оформить им санитарные книжки. Для всех услуг нужно составить регламент.
↑ Финансовая часть бизнес-плана парикмахерской
Мужская стрижка стоит 150-250 рублей, а женские доходят и до 800 рублей. Поэтому средний чек в парикмахерской эконом-класса составляет 400 рублей. При средней проходимости 10 человек в день два мастера сделают 8000 рублей выручки в день, в месяц – 240 тысяч. Образец с расчетами бизнес-плана парикмахерской эконом-класса. Первоначальные затраты (в рублях):
- регистрация – 800;
- стартовый ремонт – 100 000;
- реклама – 30 000;
- закупка оборудования – 130 000;
- мебель – 50 000;
- техника – 40 000;
- униформа – 30 000;
- расходные материалы (косметика) – 25 000;
- ККМ – 8 000;
- интернет, телефон – 1 000.
Ежемесячные затраты (в рублях):
- аренда – 15 000;
- реклама – 10 000;
- зарплата – 116 000;
- коммунальные платежи – 5 000;
- телефон, интернет – 700;
- обслуживание ККМ – 800;
- расходные материалы – 15 000;
- канцтовары – 700;
- моющие средства – 800.
Чистая прибыль до налогообложения составит 75 500 рублей. Сумма налога при использовании УСН с 15% с разницей между доходами и расходами: 75 500*0,15= 11 325 рублей. Размер чистой прибыли после вычета налога: 64 175 рублей. Окупаемость в этом случае составит 415 000/64 175= 6,46. Изначальные вложения окупятся примерно через 7 месяцев. Но первые 1-3 месяца будут периодом раскрутки, поэтому не стоит рассчитывать на большое количество клиентов. Из-за этого срок окупаемости в среднем составляет 10 месяцев.
↑ Рекламная кампания
Важно при разработке стратегии определиться с названием заведения. С ним обязательно должен быть созвучен стиль парикмахерской. Что касается рекламы, то первое время клиенты будут узнавать о заведении исключительно из рекламных кампаний. Только спустя некоторое время начнет работать сарафанное радио. Исходя из того, что предприниматель на первоначальном этапе имеет ограниченные ресурсы, необходимо выбрать возможные рекламные ходы. В данной сфере стоит использовать следующие методы продвижения:
- яркая вывеска;
- раздача листовок, разнос их по почтовым ящикам соседних домов;
- проведение рекламных акций в ТРЦ, раздача скидочных купонов;
- реклама в местных СМИ;
- интернет-реклама;
- занесение парикмахерской во все каталоги города;
- разработка собственного сайта.
Чтобы заслужить доверие клиентов, нужно предоставлять услуги на высочайшем уровне. Несмотря на жесткие условия отечественного рынка услуг, парикмахерская остается прибыльным заведением, имеющим большие перспективы при организации грамотного управления. Чтобы вложения быстро окупились и бизнес начал приносить прибыль, важно грамотно все просчитать на этапе разработки бизнес-плана.