Содержание:
Маркетинг — это не только реклама и продажи. Так считают те, кто сталкивался с этой отраслью близко. Однако именно реклама и продажи являются базовыми компонентами этого понятия. Но для более глубокого понимания темы, обязательно следует разобраться, какие еще бывают направления маркетинга.
↑ Что такое маркетинг и какую он играет роль
Маркетинг — это процесс, который состоит в прогнозировании потребностей возможных потребителей и в удовлетворении данных нужд путем предложения определенных продуктов — изделий, технологий, услуг и т. д. Маркетинг используется для того, чтобы:
- изучить потребительский спрос, предпочтения и интересы;
- определить целевую аудиторию и сегмент рынка;
- оценить требования и предпочтения к продвигаемой услуге;
- корректировать процесс, анализировать ценообразование;
- найти реализаторов;
- выработать рекламную стратегию и вид продвижения товара.
С помощью трех видов маркетинговых ресурсов (технология, организация и информация), решают основные проблемы компании.
↑ Направления маркетинга, классификация с характеристиками
Современный маркетинг делиться на несколько категорий. Видов есть много, поэтому стоит рассмотреть только самые часто применяемые.
↑ По сфере применения
Потребительская разновидность используется в случаях, когда действия фирмы ориентированы на установление взаимодействия с посетителем. В данной группе выделяют такие задачи:
- создание положительного образа продукта (рекламное объявление, промоушен);
- формирование марки продукта (розничная продажа);
- распространение продукта и доставка по выстроенной вертикали от владельца через дистрибьюторов к потребителю.
Если говорить об основных видах в маркетинге, то по сфере применения выделяют следующие:
- Современный маркетинг. Подразумевает использование новых технологий.
- Интернет-маркетинг. Продукция продвигается с помощью сети интернет. Сюда относят SMM, контент, электронный, крауд, PR-маркетинг.
- Оффлайн-маркетинг. Упоминания о продвигаемом товаре размещаются на печатных изделиях, телевидении и радио.
- Территориальный маркетинг. Создание имиджа определенной местности путем проведения различного рода мероприятий по типу бокса, футбола и т. д.
- Мобильный маркетинг. Использование текстовой рассылки для привлечения внимания к продукту. Но этот способ не всегда эффективен. Многие люди игнорируют спам.
- Сетевой. При построении сети о товарах узнает гораздо больше людей. Есть возможность рассказать о достоинствах товара и заработке комиссионных от его продажи.
↑ По состоянию спроса
Эти виды маркетинга кратко:
- Конверсионный. Используется для устранения негативного восприятия от услуги или товара.
- Развивающий. Определение потенциального спроса на основе недовольства от продуктов, которые уже представлены на рынке услуг.
- Стимулирующий. При отсутствии спроса на ряд продуктов, основной задачей маркетологов будет возвращение ему лидирующих позиций.
- Поддерживающий. Применяется тогда, когда продукт нужно удерживать на определенном уровне.
- Демаркетинг. Используется в том случае, когда активность клиентов и спрос на продукт достигли пика, а предприятие не способно справится с таким количеством входящих заявок. Тогда прибегают к прекращению рекламы, передаче прав другому предприятию или повышению цены.
- Противодействующий. Если демаркетинг действует целенаправленно, то этот вид появляется самостоятельно при условии повышения акцизов, законодательного запрета, ограничения продукции, формирования негативного отношения к изделиям.
- Синхромаркетинг. Используется для нормализации состояния спроса на товар. Устраняется колебание в продажах.
- Ремаркетинг. Применяется для восстановления степени снижающегося спроса на товар, проведении модернизации, освоении новой территории.
↑ В зависимости от целей обмена
Различные организации имеют различные цели, которые прописываются в уставных документах. В этой категории маркетинга выделяют две формы.
↑ Коммерческий
Основная цель — реализация и производство товаров. Для этого используются все виды продвижения, в зависимости от цели, которую нужно воплотить в этот момент.
↑ Некоммерческий маркетинг
Направление в маркетинге, которое требуется для распространения своих убеждений и идеалов. Используют те компании, которые несут социальную пользу или же хотят склонить людей на свою сторону. То, какой маркетинг выделяют по целям каждой организации, обуславливает выбор видов продвижения.
↑ По характеру и масштабу деятельности
В основе классификации — объемы работы и удовлетворение спроса населения. Ниже представлены основные виды.
↑ Массовый
Выпускается один продукт для широкого круга потребителей. Целевые сегменты не выделяются. Основные инструменты — массовая реклама в СМИ, билборды, печатные издания.
↑ Целевой
Производимая продукция разделяется на несколько сегментов. Делается это в целях увеличения охвата разных целевых групп. Этот вид выбирают представители малого бизнеса, которые только заходят на рынок сбыта.
↑ Дифференцированный
Цель — завоевать только один сегмент. Правда, его большую часть. Продукция узкой специализации. Подходит для компаний, не располагающих большими ресурсами.
↑ Инновационный
Подразумевает новые разработки, повышающие эффективность фирмы. Цены на этот товар высокие. Покупателей убеждают в том, что хороший продукт не может стоить дешево.
↑ В зависимости от масштаба использования своих инструментов
В зависимости от масштаба выделяют следующие виды:
- Микромаркетинг. Изучение и анализ рынка, разработка стратегии работы.
- Мегамаркетинг. Согласование и учет товаров, которые производятся большими компаниями. Принятие во внимание интересов правительства, общества, профсоюза.
- Макромаркетинг. Реализация целей, значимых для общества.
↑ Современные типы маркетинга и принципы их практического применения
Типы маркетинга зависят от характера спроса. Выделяют 8 основных. О том, какой бывает маркетинг и как применяется на практике поговорим дальше.
↑ Конверсионный
Существенная часть покупателей негативно относится к товару. Его используют, к примеру, табачные компании, если динамичность органов здравоохранения и населения приводит к внезапному уменьшению количества лиц, потребляющих табачные продукты.
↑ Стимулирующий
Применяют при отсутствии спроса. Его проблемой считается отбор и проведение событий по формированию заинтересованности у покупателей к определенному товару в основных секторах потенциального рынка. Задачей стимулирующего маркетинга считается изменение равнодушного отношения возможных потребителей к продукту. В качестве подобных подходов, как правило, применяют внезапное сокращение стоимости, усиление рекламных кампаний, паблик рилейшнз.
↑ Развивающий
Используют в условиях скрытого спроса. Его проблемой считается анализ покупателей и оценка объема вероятного рынка, а также создание новых более результативных продуктов, чтобы превратить потенциальный интерес в настоящий.
↑ Ремаркетинг
Применяют в случае падения спроса. Его задачей считается возобновление спроса с помощью проникновения на новые рынки, а также изменения качеств продуктов, направленных на новые потребности потребителей.
↑ Синхромаркетинг
Рекомендован при присутствии сезонных колебаний спроса. Проблемой считается сглаживание спроса с помощью гибких цен, перехода на другие сегменты рынка, розыска индивидуальных способов продвижения и стимулирования сбыта продуктов.
↑ Поддерживающий
Применяется, когда компания удовлетворена итогами сбытовой работы, размерами производства и качественными признаками. Проблемой поддерживающего маркетинга считается сохранение имеющегося спроса с учетом изменения предпочтений покупателей и конкурентной среды.
↑ Демаркетинг
Используется в условиях излишнего спроса. Его проблемой считается отбор и использование методов и способов, содействующих уменьшению спроса. В качестве подобных методов могут выступать увеличение стоимости, временное завершение рекламной работы, передача прав на изготовление этого продукта, лицензии, ноу-хау иным компаниям.
↑ Противодействующий маркетинг
Используют в ситуациях, если удовлетворение спроса является ненужным из-за негативных результатов (к примеру, спиртное, наркотические вещества, табачные продукты, порнография и т. д.). Если направления маркетинга и его использование с учетом конъюнктуры рынка правильно подобраны, то это дает возможность предприятию наиболее результативно откликаться на динамику и перемены, происходящие на рынке товаров и услуг.