Особенности маркетинговой деятельности в сфере образования

Понятие «маркетинг образовательных услуг» означает, что основной целью учреждения считается не получение прибыли, а достижение социальных результатов. Таким образом, экономической целью этого вида деятельности считается некоммерческий эффект. В целом продвижение услуг имеет много особенностей, которые нужно учитывать.

Маркетинг образования считается специфическим направлением деятельности

Особенности маркетинга образовательных услуг

Маркетинг в области образовательных услуг — это специфическое направление работы. Услуги имеют много отличий от товаров:

  • На них нельзя посмотреть или подержать в руках.
  • Услуги сложно сохранить или накопить.
  • Периоды производства и потребления услуг совпадают. Это значит, что покупателю не удается заранее оценить, что именно он приобретает.
  • Услуги напрямую зависят от лица, которое их оказывает. При смене сотрудника качество меняется.

Важным аспектом считается то, услуги в сфере образования имеют отличия от основных видов услуг. К их специфике относят следующее:

  • Образовательные услуги являются неосязаемыми. Их нельзя сохранить. Однако есть возможность предложить клиентам пособия, дипломы или сертификаты.
  • Со временем знания устаревают. Это уменьшает период наслаждения покупкой, но приводит к необходимости постоянного получения образования.

Важно! Клиент активно участвует в процессе услуги, которая предоставляется. Передать знания не включенному в процесс человеку не удастся.

Для образовательных услуг характерен целый ряд особенностей

Образовательные учреждения всех уровней должны прилагать немало усилий для укрепления своего имиджа. Это касается не только высших учебных заведений, но и дошкольных организаций.

К простым и понятным методам в этой сфере относят следующее:

  • Стимуляция потребителя воспользоваться услугой повторно. Для этого применяют особые предложения по оплате при повторном получении второй специальности в рамках одного учреждения.
  • Создание ассоциаций выпускников. Это помогает усилить чувство собственности.

Основная роль в этом направлении отводится созданию комплекса маркетинга, который должен включать следующие элементы:

  1. Применение услуги в качестве товара. Ассортимент услуг в сфере образования считается довольно широким. К тому же он все время обновляется с учетом требований клиентов и общества. Также на это влияет научно-технический прогресс. Процессы оказания услуг в сфере образования должны быть гибкими.
  2. Цена услуги. Стоимость услуг в этой сфере формируется под влиянием рынка, платежеспособности клиентов, конкуренции. Также цену можно применять для позиционирования услуги.
  3. Каналы распределения услуг. Они представляют собой совокупность независимых организаций, которые участвуют в процессе удовлетворения спроса на услуги и повышают их доступность для потребителей.
  4. Система продвижения услуг на рынок. Мероприятия направлены на конкретные целевые группы клиентов и посредников.

Какими особенностями характеризуется маркетинг в образовательной сфере

Особенностью образовательных услуг считается то, что их часто дополняют сопутствующие предложения. При этом учебные заведения передают своим клиентам материальные или материализованные продукты. Это могут быть каналы связи, помещения, аренда техники.

Помимо образовательных услуг, одновременно реализуется интеллектуальный опыт работников учебных заведений. Это могут быть патенты, изобретения, программы обучения. Также применяется товарная символика — названия, логотипы, знаки.

При оказании услуг используется интеллектуальная собственность персонала

Субъекты и объекты маркетинга в образовании

Субъектами маркетинга в сфере образования являются:

  • рядовой потребитель — сюда относятся учреждения или отдельные люди;
  • учебные заведения;
  • посредники — к ним относятся биржи труда и службы занятости;
  • государство.

Особую роль среди списка субъектов играет именно личность. Она использует знания не только для создания определенных благ или получения средств к существованию.

Человек может изучать какой-то предмет, чтобы удовлетворить свои потребности в самопознании. В зависимости от этого он выбирает место обучения, специальность, систему оплаты. Но этот гражданский субъект определенно является наиболее беззащитным, поскольку имеет минимальное количество информации в сфере маркетинга образовательных услуг.

Важно! Учебные заведения создают товарное предложение на рынке образовательных услуг. В список этих субъектов входят академии, институты, университеты и колледжи.

Основные функции менеджмента этих учреждений включают:

  • обучение студентов;
  • создание и оказание сопутствующих услуг, воспитание студентов;
  • оказание информационно-посреднических услуг.

К стандартным объектам маркетинга относятся товары и услуги. За последние десятилетия в этот список добавились также идеи. К другим объектам относятся площади, организации и отдельные люди.

Важно! Объектом маркетинга в образовании может быть любой объект, который выходит на рынок для обмена на конкретное число благ.

Главным субъектом этого направления в маркетинге являются люди

Содержание и функция маркетинга образовательных услуг

В обиходе функции маркетинга в сегменте образования сводятся к сбору и исследованию сведений о конъюнктуре рынка. Это значит, что информация включает сведения о структуре, соотношении и динамике спроса.

В развитых странах сущность и структура маркетинговой среды образовательной организации заключается в комплексе функций товарной политики, процесса ценообразования, коммуникации, сбыта и продаж. Немаловажное значение имеет проблема персонала. Она включает отбор, обучение и организацию условий труда.

Ключевым элементом маркетинга считается обучение персонала

Маркетинговая стратегия на рынке образовательных услуг

Маркетинг в образовании имеет разные стратегии, которые отличаются по определенным критериям. К ним относят следующее:

  • особенности происхождения и развития, традиции учебного заведения;
  • имеющаяся и потенциальная специфика спроса;
  • размеры учебного заведения, его доля на рынке и связанные с этими параметрами объемы финансирования и претензии на прибыльность.

Ключевым критерием маркетинговых стратегий в образовании считаются особенности происхождения и развития учебного заведения. По этому признаку выделяют следующие виды стратегий:

  • плановая;
  • предпринимательская;
  • основанная на опыте.

Первая разновидность отвечает стратегиям, которые формируются в процессе обдуманного и контролируемого мыслительного процесса. В такой ситуации она становится результатом планирования, который имеет стандартизированные характеристики. В коллективах с высоким интеллектуальным потенциалом персонала эта стратегия считается наиболее естественной.

Структура маркетинговой среды образовательной организации

В отношении определенного образовательного учреждения различают следующие компоненты:

  • внешняя маркетинговая среда;
  • среда окружения;
  • внутренняя маркетинговая среда.

К внешней, или макросреде, относятся факторы, которые не подвластны контролю конкретного учебного заведения, — политико-правовые, национальные, экономические.

Среда окружения, или мезосреда, включает силы, которые имеют отношение к учебному заведению и его возможностям. Внутренняя, или микросреда, обычно включает основные подсистемы самого учреждения — учебно-методическую, хозяйственную, экономическую деятельность. Также в эту сферу входят управление и консалтинг.

Важно! В образовании наблюдаются сильные маркетинговые коммуникации с макросредой. К тому же эта сфера испытывает на себе максимальное воздействие внешней среды.

Маркетинговые исследования в образовании

По определению, маркетинговые исследования представляют собой системный сбор и анализ информации по разным аспектам деятельности учебного заведения. Они являются связующим звеном между образовательным учреждением и рынком, конкурентами, потребителями и прочими элементами.

Для управления процессом маркетинговых исследований требуется реализация такой технологии:

  • оценка проблем и целей исследования;
  • оценка объекта исследования;
  • составление программы исследования;
  • процесс реализации;
  • подготовка отчета с аналитической информацией;
  • использование результатов.

Обратите внимание! Проводить такие исследования образовательное учреждение может самостоятельно или обращаться в специализированное агентство. Также возможен третий вариант, который предполагает комбинацию усилий указанных структур.

Маркетинговые исследования включают целый ряд этапов

Цифровой маркетинг в образовании

Важной миссией образовательной системы считается использование инновационной деятельности. Цифровые технологии сегодня проникают во все сферы учебной деятельности. Причем это происходит с разных позиций.

Прежде всего интернет-технологии применяются для формирования единого информационного пространства. Также современные методики позволяют интегрировать все процессы образовательного учреждения в интернет и обеспечить внешнее взаимодействие со студентами.

Для справки! Многие образовательные учреждения вообще не имеют стандартных офисов, классов, аудиторий. Вся система обучения построена на взаимодействии в режиме онлайн. Продвигать такие услуги среди рядовых россиян порой не просто, но результат получается очень хорошим.

Для максимально эффективного применения цифровых технологий нужно правильно подготовить педагогическую систему. Она должна включать такие компоненты:

  1. Цель работы. Ключевой особенностью системы считается эффективная подготовка специалистов. Они должны иметь значимые профессиональные характеристики.
  2. Современная информация. Сведения, получаемые во время обучения, должны полностью отвечать профессиональной деятельности специалиста в условиях применения цифровых технологий.
  3. Использование информационных средств коммуникации. Инновационные технологии нужно применять в качестве объекта изучения и средства получения новой информации. Также специалист должен постоянно пользоваться технологическими ресурсами для эффективной организации своего труда.
  4. Коррекция структуры работы педагогов. Внедрение цифровых технологий помогает сэкономить силы и время сотрудников на заполнение отчетов и других документов. Это дает возможность применять новые возможности образовательного процесса.
  5. Коррекция деятельности студентов. Благодаря применению цифровых технологий удается быстро готовить обучающихся к условиям профессиональной деятельности. К тому же они формируют навык к получению самообразования.

Обратите внимание! Использование современных технологий подразумевает применение веб-интерфейсов. К тому же студенты могут самостоятельно выбирать пути получения знаний и повышать свою мобильность.

Инновационным направлением считается цифровой маркетинг в образовании

Инструменты и методы международного маркетинга образовательных услуг

В международной литературе приводятся разные виды маркетинга, которые можно применять в сфере образования. Они отличаются по методам и инструментам продвижения.

В маркетинге используются общенаучные методы, которые позволяют добиваться решения таких задач:

  1. Накапливать и анализировать разные виды информации — первичную и вторичную. При этом имеют значение сведения о рынке.
  2. Синтезировать информацию, заниматься моделированием ситуаций, прогнозировать изменения. Также нужно выполнять экспертную оценку перспективности конкретных решений.
  3. Путем экспериментов получать рыночные оценки и находить идеальные маркетинговые решения.
  4. В зависимости от полученных сведений менять практику, планировать и вносить коррективы в маркетинговую деятельность, управлять организацией и рыночным поведением.

К основным инструментам образовательного маркетинга относят следующее:

  • Реклама — любой оплаченный вид неличного продвижения услуг в сфере образования, которые четко определены рекламодателем.
  • Стимулирование сбыта — представляет собой систему кратковременных побудительных мер покупки или продажи услуги в области образования.
  • Персональные продажи — заключаются в устном представлении образовательных услуг во время беседы с одним или несколькими покупателям для совершения продажи.
  • Связи с общественностью — это планируемые длительные усилия, которые направлены на создание и поддержание отношений учебного заведения с разными слоями общественности.

Маркетинг в сфере образования имеет немало особенностей. Они связаны со своеобразием услуг и особенностями этой деятельности в целом. Это направление помогает формировать спрос на услуги. Также правильный маркетинг подскажет студентам, куда поступать и как выбрать конкретное направление в зависимости от своих целей и задач.

1-й шаг к успеху!
Прекращаем творить себе бедность.
Бизнес. Интернет. Финансы


ПЕРЕЙТИ
канал Твой 1-й>миллион в телеграмм
Сергей Эльбакидзе
Сергей Эльбакидзе/ автор статьи

Сергей, 22 полных года. После окончания 9 классов школы, поступил в политехнический колледж на очное отделение, по специальности прикладная информатика. После окончания колледжа поступил в лесотехнический институт на заочное отделение, по той же специальности прикладная информатика, в данный момент на третьем курсе. Работал в компании специалистом по рекламе и сбыту, далее начал выполнять заказы по созданию и продвижению сайтов. В данный момент развиваю три своих информационных сайта.

Поделиться с друзьями
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Бизнес, заработок в интернете и финансовая грамотность
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock
detector