Содержание:
Управление компанией никогда нельзя было назвать легким делом. Чтобы предпринимательская деятельность приносила хорошую прибыль, стоит позаботиться не только о качестве товаров, но и о создании маркетингового плана. Это позволит постоянно двигаться вперед, анализируя сроки решения задач и планируя бюджет организации.
↑ Что такое план маркетинга и для чего он нужен
Маркетинговым планом называют документ, в котором описаны действия, необходимые для достижения конкретной цели бизнеса. План состоит из нескольких этапов:
- анализа текущей ситуации;
- постановки целей;
- составления стратегии работ;
- выдачи рекомендаций для достижения цели.
Дальнейшее развитие компании зависит от того, насколько правильно был выстроен маркетинговый план.
↑ Какое значение имеет маркетинговая стратегия для бизнеса
Маркетинговый план нужен каждой компании, которая стремится к развитию и увеличению продаж. Наличие данного документа у представителей малого/среднего/крупного бизнеса, позволяет:
- Понять, где компания находится в определенный промежуток времени. Проанализировав ситуацию, можно узнать недостатки и преимущества бренда и дать достоверную оценку результативности работы.
- Осознать, где компания должна быть в будущем. Правильно сформулировав цель, руководитель задает верный курс. В случае отсутствия продвижения, конкурентоспособность организации и эффективность работы будет снижена.
- Получить готовую инструкцию по достижению целей. План маркетинга позволяет понимать кому, когда и чем нужно заниматься. Также можно увидеть какие из инструментов потребуются в процессе работы.
- Держать под контролем сроки решения задач и планировать бюджет организации.
- Повысить конкурентоспособность. Планирование и аналитика маркетинговых кампаний дает возможность своевременно распознать проблемы и точки роста, разработать стратегию продвижения. Эффективность работы будет высокой, что позволит обойти конкурентов.
Правильная стратегия маркетинга способствует увеличению продаж. Однако, важно ставить реальные выполнимые цели.
↑ Виды маркетингового планирования
Специалисты выделяют несколько разновидностей маркетингового планирования. Основными видами принято считать:
- Формальный и неформальный тип. Если владелец бизнеса использует формальное маркетинговое планирование, стоит записывать плановые действия, придерживаясь определенной структуры. В данном случае будет обеспечена четкая координация усилий организации и определение приоритетов. Неформальный вид планирования считается менее эффективным. Положения плана не записаны, поэтому выполнить его достаточно сложно.
- Стратегический и тактический вид. При стратегическом планировании маркетологи разрабатывают долгосрочную цель и основные задачи предприятия. В данном случае наблюдается правильное соотношение целей и ресурсов в длительном периоде. При тактическом планировании специалисты разрабатывают краткосрочные цели и задачи.
- Формализованный, ситуационный и непрерывный тип. Формализованное маркетинговое планирование состоит из этапов, в которых жестко установлен порядок действий. Ситуационный вид позволяет маркетологам быть более гибкими. Его применяют на рынках в стадии роста. Суть непрерывного планирования заключается в периодическом пересмотре целей/задач и внесении изменений.
↑ Как составить маркетинговый план, поэтапная разработка
Маркетинговый план необходимо оформлять отдельным документом. Прежде чем приступить к планированию, стоит обратить внимание на основные аспекты, играющие важную роль — категория потребителей, анализ ресурсов, изучение экономической ниши, в которой работает организация. Записывая примеры маркетинговых мероприятий, стоит указать период, в течение которого они будут применяться. Также необходимо обозначить срок, к которому должны быть достигнуты результаты. Пошаговый процесс разработки плана представлен ниже.
↑ Шаг № 1
Первым делом специалист должен проанализировать конкретную ситуацию, составив детальный портрет целевой аудитории. На основе данных SWOT-анализа, необходимо обозначить преимущества, недостатки и возможные угрозы для организации. После этого следует провести анализ конкурентов, обратив внимание на стоимость их товаров, качество обслуживания и репутацию. Также стоит позаботиться о составлении детального списка каналов, с помощью которых будет происходить привлечение клиентов. Составив портрет потенциальных клиентов, можно оценить их мотивацию к приобретению товаров. Стоит обратить внимание на:
- соотношение покупателей женского и мужского пола;
- возрастную категорию потребителей;
- местоположение клиентов;
- частоту оформления заказов;
- способы оплаты товара, которые чаще всего выбирают покупатели.
После этого стоит ответить на вопрос — как отличается товар по цветовой гамме/размерным характеристикам/качеству/дополнительными элементами от аналогичной продукции конкурентов.
↑ Шаг № 2
На данном этапе маркетолог приступает к постановке целей. Важно сосредоточиться на целях и формулировать задачи максимально точно. Цели должны быть:
- конкретными;
- измеримыми (стоит определиться с оценкой эффективности и осуществлением контроля);
- достижимыми (необходимо заранее определиться со сроками);
- реалистичными.
Важно ограничить каждую задачу по времени. В противном случае эффективность плана продвижения будет низкой.
↑ Пример постановки цели
Дано: интернет-магазин, который торгует сувенирами, которые привлекают внимание своей красотой и подарками-сюрпризами. Период: март-июнь 2021 г. Взаимодействие: увеличение потока клиентов на 45 % к июню 2021 года. Привлечение: реклама в социальных сетях (3 раза в день), что поспособствует повышению узнаваемости бренда. Данный показатель, как правило, отслеживают с помощью программы Google Аналитики.
↑ Шаг № 3
На данном этапе маркетолог разрабатывает стратегию достижения целей. Важно добиться максимальной узнаваемости бренда (товаров либо услуги), размещая рекламу в популярных группах, социальных сетях и т.д. Изучив подход конкурентов, можно понять, каким основным инструментам отдать предпочтение. После этого стоит провести анализ имеющейся клиентской базы с целью выявления предпочтений целевой аудитории.
↑ Шаг № 4
При выборе тактики достижения целей, необходимо принять во внимание основные инструменты, которые будут использованы в ходе работы. Наиболее эффективными на сегодняшний день считаются:
- SEO-оптимизация;
- контекстная реклама;
- email-маркетинг.
↑ Шаг № 5
На данном этапе начинаются активные действия. Теперь можно воплотить все то, что было наработано ранее. Очень важно при этом придерживаться целей. К активным действиям стоит отнести:
- SEO. Специалист занимается анализом ключевых запросов, оптимизированием основных страниц под ключевики, что позволит эффективно ранжировать страницы сайта поисковиками. Также маркетолог размещает статьи и создает ссылочную массу.
- Контекстная реклама. На данном этапе анализируют примерный трафик и определяются с бюджетом.
- Email-маркетинг. Анализ вовлеченности целевой аудитории в рассылку.
↑ Шаг № 6
На этом этапе маркетолог занимается контролем полученных результатов. Проведение подобного анализа позволяет сделать выводы относительно того, насколько правильно действует предприниматель.
↑ Какую структуру имеет план, какие цели
Продумывая структуру плана, стоит принять во внимание методы работы, способ продвижения товаров и информацию относительно исследования рынка. Структура плана продвижения состоит из категорий по типу:
- Анализа спроса на продукцию. Стоит составить прогноз, ответив на вопрос — вырастет ли стоимость через 6 месяцев либо снизится? Как повлиять на это?
- Списка конкурентов и методов их работы. Способы привлечения потенциальных покупателей.
- Как повлиять на спрос? Определение факторов влияния и методов работы с ними.
- Потенциальные клиенты, их доходы и частота приобретения товаров/услуг.
- Преимущества перед компаниями-конкурентами.
- Способы реализации продуктов (прямая продажа, непрямая, интернет-торговля и т.д.). Определить основной способ, который сможет принести максимальную прибыль.
- Обоснованная ценовая политика. Следует рассчитать себестоимость и размеры торговой наценки.
- Цели успешности.
Для составления качественного маркетингового плана необходимо проработать предложенную выше структуру. В зависимости от особенностей бизнеса можно отрегулировать его содержание.
↑ Ключевые цифры для анализа и декомпозиции
Для детального разложения конечных целей, стоит анализировать ключевые цифры. Помимо количества лидов, объема прибыли и среднего чека, предприниматель, независимо от сферы своей деятельности, должен учитывать:
- стоимость клика;
- максимально допустимые траты на рекламные кампании;
- расходы по каждой сделке, кроме рекламы;
- стоимость лида;
- конверсию (из кликов в лиды, из лидов в продажи);
- ожидаемую прибыль с чека.
Также стоит определиться с количеством сделок, которые необходимо совершать для получения желаемой выручки и прибыли и бюджетом для запуска рекламной кампании. Для вычисления количества сделок, стоит разделить цель (сумма) на прибыль с чека.
↑ На какой срок составлять план маркетинга компании
Крупным компаниям, независимо от вида их деятельности, специалисты рекомендуют разрабатывать документ ежегодно. Чтобы добиться максимального результата, необходимо включать в план конкретные сроки, в течение которых цели должны быть достигнутыми. Можно составлять документ на период до 6 лет. В данном случае потребуется каждый год просматривать план и корректировать пункты, в которые должны входить долгосрочные задачи и сроки, отводящиеся на их выполнение. В небольших организациях маркетинговый план пересматривают в случаях снижения спроса. Активность потребителей можно увидеть, используя SWOT-анализ. Если в компании произошли глобальные изменения, план маркетинга полностью перерабатывается. Он должен выглядеть актуально, отражая задачи по всем позициям товара. Основа может оставаться неизменяемой.
↑ Самый короткий маркетинговый план, пример
Самым кратким, но одним из наиболее полезных планов продвижения считается маркетинговый план, разработанный Келли Оделом. Его могут успешно использовать владельцы любого вида бизнеса. Для того чтобы увидеть общую картину и сделать выводы о перспективах развития, следует заполнить таблицу. Важно правдиво отвечать на вопросы. Ниже можно ознакомиться с примером маркетингового плана, который является самым коротким в мире.
Благодаря планированию, каждое предприятие сможет быстро отреагировать на резкое изменение спроса. Составление лучшего маркетинг плана для компании является сложным и трудоемким процессом. В ходе работы специалисты проведут сбор информации о работе рынка, проанализируют спрос, разработают собственную ценовую политику. Планирование маркетинга даст возможность запустить бизнес продуманно, избегая промахов. Это позволит владельцу компании быстро занять позицию лидера среди конкурентов. В качестве примера можно брать образец краткого маркетингового плана Келли Одела.