sps-sng.ru » Бизнес идеи » Технология реинжиниринга бизнес-процесса

Технология реинжиниринга бизнес-процесса


Для любой фирмы реинжиниринг бизнес-процессов — рискованный шаг. Он требует серьезного вложения ресурсов и может дать рост до 1000 %, но также может обернуться крахом. По этой причине, прежде чем проводить реинжиниринг, организуют всесторонний анализ и оценку возможных рисков и выгод.

Реклама ПАО «Совкомбанк»
Потребительский кредит «Прогресс» от Совкомбанк
Потребительский кредит «Прогресс» от Совкомбанк
сумма:
До 30 000 000 руб.
ставка:
От 14.9%
срок:
До 180 мес.
решение:
От 20 минут

Основные понятия реинжиниринга

Реинжиниринг в бизнесе можно назвать вторым рождением. Это процесс глобальной перестройки, отказа от многолетних наработок и традиций, привычных схем поведения на рынке и в бизнес-среде. Все эти жертвы должны вывести предприятие на принципиально новый, современный уровень. При этом скачкообразно растет охват рынка, прибыль, объемы производства, качество продукции. В реинжиниринге нуждаются компании, у которых изменилась целевая аудитория, появились сильные конкуренты, нет баланса цена/качество, из-за чего падает спрос.

Стоит знать! К перестройке бизнеса иногда прибегают крупные, успешные игроки, стремящиеся захватить еще больше рынка и занять доминирующее положение.

Есть также понятие инжиниринга. Его отличие в том, что преобразования в фирме идут плавно, без скачков. Принципы работы коренным образом не меняются. Рост производительности, прибыли — от 10 % до 50 %. Другие понятия, важные для процесса:

  • вход бизнес-процесса — тот продукт, который в итоге всех процессов превращается в выход;
  • выход бизнес-процесса — конкретный результат работы предприятия, попадающий к клиенту (объект, услуга, информация).

Под владельцем процесса понимают как одного руководителя, так и группу. У владельца сосредоточены все ресурсы, он же отвечает за результат процессов.

Реорганизация бизнес процессов

Это понятие часто путают с оптимизацией и реинжинирингом. Но это, ни в коем случае не одно и то же. Реорганизация производится для формирования чёткой иерархической структуры организации. Чтобы каждый процесс не только находился на своём месте, но и был разграничен. При этом каждый из участников или руководителей процесса, должен точно знать, где заканчивается его зона ответственности. А также понимать в каком состоянии он должен передать продукт или процесс, в следующий отдел или подразделение. Если говорить простыми словами, реорганизация проводится для того, чтобы каждый в организации занимался своим делом. Это одна из сложнейших задач, но если вам удастся правильно её провести, то вы заметите огромный рост показателей. Хорошая новость заключается в том, что этот процесс можно разбить и проводить поэтапно.

Принципы реинжиниринга в бизнесе

Бизнес-процесс — это совокупность всех действий, которые поддерживают производство. Он состоит из множества задач, которые связаны друг с другом. Несмотря на то, что каждая фирма уникальна, реинжиниринг базируется на нескольких принципах, которые внедряются в работу компании.

  • Горизонтальное сжатие — бизнес-процессы перестраиваются так, чтобы каждую задачу могло решить минимальное число работников, желательно один. Это ускоряет производство и значительно снижает количество ошибок.
  • Интегрирование — принцип тесно связан с предыдущим. Если для выполнения задачи требуется больше одного человека, то формируется команда из сотрудников, которая выполняет конкретную работу и отвечает за нее.
  • Диверсификация — в классических бизнес-процессах много детализации, усложнений, из-за которых теряется эффективность. Данный принцип ведет к согласованности, отлаженности действий.
  • Логика реализации — традиционно в бизнесе задачи выполняются последовательно (линейно), после реинжиниринга они ведутся параллельно. Результат — экономия времени, ускоренное эффективное производство.
  • Рационализация управления — ослабляется контроль за счет снижения числа проверок. В результате ресурсы компании не тратятся на лишние согласования, организацию проверок и прочие моменты, которые лишь мешают работе.
  • Уполномоченный менеджер — используется, когда необходима связь (менеджер) между сложным, объемным процессом и заказчиком. При этом менеджер отвечает перед заказчиком за весь процесс.
  • Использование разных бизнес-процессов — принцип гибкости, предусматривает наличие разных бизнес-схем для разных ситуаций на рынке.
  • Децентрализация ответственности — принцип также называют вертикальным сжатием процессов в бизнесе. Специалисты больше не идут к начальнику по каждому вопросу, а принимают решения сами в рамках своей компетенции.
Важно! Еще одним принципом является сохранение плюсов централизации. Реализуется путем создания баз данных, которыми разные подразделения пользуются самостоятельно, не тратя время на лишние взаимодействия, бюрократию.

Цели реинжиниринга бизнес-процессов

В зависимости от специфики компании, используемых методов и целей, выделяют разные типы реинжиниринга:

  • операционный — изменения на одном участке ради улучшения 1-2 показателей;
  • кризисный — радикальное преобразование большинства процессов с целью вывести предприятие на новый уровень;
  • процессный — касается только одного процесса, который нужно отладить;
  • системный — перестройка всей компании полностью;
  • реинжиниринг развития — поэтапные изменения с фиксацией и анализом результатов на каждом уровне, параллельно идет развитие компании.

Конечная цель реинжиниринга любого типа — перераспределение ресурсов, упрощение организации процессов, повышение их эффективности, улучшение качества продукта, услуги, обслуживания заказчиков (клиентов), значительный рост прибыли.

Прямой и обратный реинжиниринг

По сути, это стадии общего процесса перестройки системы ради создания новой. Начинается все с выявления существующих проблем, а приходит к инновационной форме деятельности.

Обратный реинжиниринг

Его цель — обнаружить слабые места и проанализировать возможные варианты преобразований. Идет построение моделей процессов, просчитываются те затраты, которые уже есть, и их детальная связь с бизнес-процессами. В итоге происходит глубокий анализ деятельности компании, создается база для последующих перемен.

Прямой реинжиниринг

Разрабатываются новая концепция и модель работы предприятия, обычно в нескольких вариантах, из которых потом выбирается оптимальный. Также создается идеальная модель работы фирмы и реальная. Первая — то, к чему компания будет стремиться, второе — то, что реализуемо на данный момент с имеющимися ресурсами. 

Важно! Реальная модель всегда поэтапно приходит к идеальной.

Этапы и результаты преобразований

Реинжиниринг состоит из нескольких этапов, которые воплощаются поочередно.

  1. Подготовка — оценивается необходимость изменений, формируется желаемый образ компании, подготавливаются ресурсы.
  2. Планирование — из группы специалистов создается комиссия для определения существующих задач, разработки плана реинжиниринга.
  3. Перепроектирование — все процессы видоизменяются соответственно новым задачам и прогнозам.
  4. Коверсия — внедрение новых технологий и принципов. Происходит с участием специальной группы специалистов, которая контролирует переходные моменты.
  5. Реализация — все пункты плана воплощаются в жизнь.

Результаты реинжиниринга:

  • работа исполнителей вместо простой становится разноплановой;
  • специалисты получают полномочия, а не остаются лишь подконтрольными единицами;
  • руководитель из начальника превращается в наставника;
  • стирается строгая иерархия;
  • изменяются критерии оценки эффективности труда и его оплаты;
  • исчезают отделы, появляются команды, ответственные за конкретные процессы.

Кроме того, на первый план выходит подготовка, «прокачка» сотрудников, более жесткие требования к знаниям и навыкам. Руководство по возможности содействует обучению своих работников (доп. образование, курсы, тренинги и т. п.).

Реклама АО «Почта Банк»
Потребительский кредит от Почта банк
Потребительский кредит от Почта банк
сумма:
До 7 000 000 руб.
ставка:
От 10.9%
срок:
До 85 мес.
решение:
От 20 минут

Условия успеха и риски

На то, будут ли преобразования удачными, влияет множество факторов, из которых главные позиции занимают люди и правильность оценки ситуации. Так, многое зависит от руководителя. Он должен иметь реальный авторитет, чтобы правильно настроить коллектив перед глобальными переменами. Также он должен быть готов к трудностям, уметь четко мыслить и действовать в ситуациях, когда что-то идет не по плану, быть в состоянии довести процесс перестройки до финала. Сотрудники — тоже ключевое звено. Они должны понимать, что происходит, ради чего и что это даст конкретно им. Каждому нужно суметь перестроиться, усвоить новые правила, схемы и порядок работы, иметь для этого достаточную квалификацию. Мотивация, в свою очередь, должна быть ясной и четкой.

Внимание! Руководство, а в идеале весь коллектив, должно верить в то, что перемены необходимы и их следствием станет успех.

Также у компании должно быть достаточно ресурсов (денег, оборудования, кадров) для переформатирования. Из ошибок, которые повышают риски при реинжиниринге, отмечают:

  • неправильное понимание сути преобразований и отказ от глубоких изменений, попытка «отшлифовать» то, что уже существует, вместо радикальных перемен;
  • неверная работа с коллективом и как следствие — проблемы с мотивацией, непонимание людьми задач и целей происходящего;
  • отсутствие системности, внедрение изменений в отдельные процессы без учета перемен, которые при этом произойдут в других;
  • непоследовательность и неграмотное распределение обязанностей;
  • нехватка ресурсов и неверная оценка возможностей компании на стадии подготовки.

Таким образом, реинжиниринг любых бизнес-процессов это риск, но, как в любом деле, все зависит от финансовых возможностей и человеческого фактора. Идти на глобальную перестройку стоит только тогда, когда нет ни малейших сомнений в том, что она необходима и что компании хватит сил пережить возможную неудачу.

Автор: Сергей
24-07-2023, 17:51
Дебетовые карты
Дебетовые карты
Бесплатный сервис по подбору дебетовых карт
Комментарии (0) :
Информация
Посетители, находящиеся в группе Гости, не могут оставлять комментарии к данной публикации.

Лучшие предложения

Займы
Дебетовые карты
Кредитные карты
Кредиты
Ипотека
Накопительные счета
Рефинансирование
Счета РКО
лучший сайт где можно скачать шаблоны для dle 11.2 бесплатно