
Любое предприятие нацелено на увеличение продаж своего продукта и, следовательно, преумножение финансового состояния. Для этого на помощь приходит такое понятие как маркетинг, который имеет целью выявление нужд потребителей и их удовлетворение с помощью ряда инструментов. За время существования принципы рыночной деятельности претерпели существенные изменения, и с 1970-х годов в европейских странах стали активно внедряться новые стратегии социально-этичного маркетинга.
Социально-этический маркетинг — что это такое
Социальный, этический маркетинг является новым трендом формирования бизнеса, который уходит от ориентации сугубо на товарно-денежные отношения и переходит к клиентоориентированному подходу и учету потребностей общества.
Таким образом, помимо традиционного стремления к прибыли, в основе политики организаций оказываются интересы благополучия социума и всей планеты.
История появления и сущность
Маркетинг общественной направленности относится к 1 из 5 теорий, которые формировались и развивались в экономике Америки. До 1950-х годов ни производители, ни потребители не задумывались о воздействии повседневных товаров на здоровье людей и возможных экологических последствиях. Фактор удовлетворения базовых нужд стоял на первом месте. Однако ближайшие прогнозы показали необходимость изменения ведения бизнеса. Вскоре концепцию с новыми стандартами разработала группа специалистов вместе с известным экономистом Филипом Котлером. Сущность ее базировалась на 3 основополагающих моментах: ожиданиях клиентов, общественном благе и заботе о среде. Акценты сместились на пользу и этичность, однако коммерческая составляющая также присутствовала.
Главное отличие социальных маркетинговых мероприятий — нацеленность на будущее и принятие ответственности за поддержание и сохранение имеющихся ресурсов.
Что является целью, на что ориентирован, как выражается
Маркетинговая кампания современной направленности решает задачи, характерные для бизнеса, но с общественным уклоном:
Влияние на объемы продаж.
Работа с сомнениями и возражениями, связанными с товарами или услугами.
Расширение клиентуры за счет привлечения потребителей, заинтересованных в данной социально-этическая деятельности.
Создание позитивного образа фирмы, укрепление позиций.
Добавление в рекламные кампании социального элемента и повышение их общей эффективности.
Дополнительное продвижение благодаря проводимым общественно-значимым мероприятиям.
Основная концепция, особенности внедрения
Теория этического маркетинга заключается в:
Исследовании одной (или ряда) из острых социальных проблем.
Осуществлении на основе полученной информации рекламной кампании для решения вопроса.
Этапы внедрения социально-этического маркетинга
Выделяют такие шаги:
Выбор значимой темы: охрана природы, безопасность детей, кадровая политика и пр., и постановка актуальной задачи.
Разработка новой продукции и социальных проектов соответственно нуждам общества.
Определяются дальнейшие особенности ведения бизнеса, куда входит: подстройка под потребности клиентов, налаживание партнерских связей, поиск инвесторов и т.д.
Контроль результатов, корректировки в работе.
Проблема подбирается с учетом основного направления деятельности предприятия.
Примеры социально ориентированных брендов
Пример № 1: американская компания сети быстрого питания Макдональдс. В центре ее внимания оказалась проблема высокого потребления электричества и ее влияние на экологию. Решение ситуации было найдено с помощью покупки энергосберегающего оборудования. Также ими было внесено дополнительное предложение по снижению количества пластика — они стали использовать деревянные, а не пластиковые палочки и поставили специальные урны для утилизации отходов. Пример № 2: бренд Coca-Cola. После существенной критики в свой адрес предприятие развернуло широкомасштабную концепцию социально-этичного маркетинга. Она касалась многих сфер:
Пропаганда индивидуальной гигиены.
Защита природы.
Поставки чистой воды в бедные государства.
Помощь слоям населения, находящимся в зоне риска.
Поддержка прав женщин.
Благотворительность в области образования.
Пример № 3: телешоу Mom (США). Его рейтинги значительно возросли после заявления о том, что собранные на рекламе деньги будут перечислены в организацию, оказывающую медицинскую помощь малообеспеченным гражданам. Пример № 4: крупный медийный конгломерат Walt Disney. Он не только создает познавательный контент, но и:
Поддерживает тяжелобольных детей: исполняет их желания и проводит исследование уровня стресса во время нахождения в больнице.
Отправляет средства в заповедники.
В своих парках имеет в распоряжении большую солнечную установку, а также применяет только переработанное дизельное топливо.
Важно обратить внимание на то, что подобные программы нередко подвергаются критике. Эксперты неоднократно «ловили» корпорации на лицемерии, когда на словах проводятся десятки мероприятий, а по факту польза от них отсутствует.
Отечественные примеры
На российском рынке этический маркетинг находится только в начале своего становления. Среди немногочисленных компаний в РФ, принявших и реализующих основные идеи данного деятельности, можно выделить:
Эльдорадо. Фирма занимается продажей электроники, и одной из первых поняла необходимость вторичной переработки устаревшей или сломанной техники.
Икея. В рамках своей миссии, которая выражается в качественном изменении повседневной жизни людей, компания берет на переработку аккумуляторы и батарейки, лампы и старые предметы мебели; жертвует на проекты детского развития.
Магнит — сеть магазинов с товарами первой необходимости. В 2019 году она присоединилась к социальному направлению и начала реализовать собственные идеи: сокращение потребления бумаги, рециклинг и 2 жизнь пластиковых отходов.
FIX PRICE в 2014 году включили в свою работу программу Добрые дела. За время ее выполнения сотрудники побывали в различных регионах России и провели больше 130 видов благотворительной деятельности, в частности, это материальная и организационная помощь приюту для животных, поддержка детей в реабилитационном центре и т.д.
Концепция социально-этического маркетинга не только несет важную общественную пользу, но и имеет очевидную выгоду для предприятий.
Ее осуществление требует серьезных усилий, привлечение большего числа ресурсов — человеческих и финансовых. Однако осознание ее значимости и внедрение в политику компаний — необходимые реалия современной жизни. Подобные кампании способствуют улучшение имиджа, формируют поддержку лояльных потребителей, привлекают внимание новых и, в силу этого, обеспечивают стабильный доход с тенденцией роста.